nedoPC.org

Electronics hobbyists community established in 2002
Atom Feed | View unanswered posts | View active topics It is currently 28 Mar 2024 09:27



Reply to topic  [ 10 posts ] 
Приставка для видеоигр Dendy 
Author Message
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Отдельного топика про игровую приставку Dendy у нас нет, поэтому я решил, что его надо сделать. :lol:

Мне понравилась статья:
Легенда о слоне: как IT-компания Steepler создала Dendy и основала российский консольный рынок

Мне интересной показалась часть про Видеоигры в СССР, и что явилось прототипом слонёнка Dendy... :wink:

Да и в целом - материал подробный и добротный... :kruto:

Также объёмный пересказ всей истории Dendy есть здесь:

Играют все! Краткая история фирмы Steepler и главной российской консоли Dendy

Обычно я пишу "случайно попалось"... этот материал попался не совсем случайно, а как бы "по пути"... :wink:
Очень мне стало интересно вдруг: а что за фирма такая - UMC, которая слепила вот этот чип:

Image

на который по сей день не найти никакой документации? :roll:

И любопытство своё я также удовлетворил: это - United Microelectronics Corporation
Attachment:
UMC.PNG
UMC.PNG [ 115.7 KiB | Viewed 7908 times ]


Ну и последнее интересное, что попалось по пути: Краткая история NES.

Обычно пишут, что фирма Ricoh выбросила BCD-инструкции с чипа 6502 для общего удешевления приставки NES.
К моему удивлению и это оказалось не так! :roll:
Quote:
У Ricoh была лицензия на производство 6502, однако не было лицензии на функцию «binary-coded decimal» (BCD) чипа. Чтобы не ссориться с MOS Technologies, в процессоре Ricoh были перерезаны все электрические соединения между модулем BCD и остальной частью чипа. Когда MOS Technologies купила компания Commodore, последняя попыталась засудить Nintendo за нарушение лицензии, но сдалась, когда инженеры Commodore обнаружили внесённые Ricoh изменения.

То есть модуль BCD в микропроцессорах NES от Ricoh был... но ничего не делал... :o
Это чем-то похоже на "куплю билет на маршрутку... но из принципа поеду на трамвае..." :lol:

Я, удивившись, подумал: надо было отрезать модуль BCD плавкими свинцовыми перемычками...
Потребитель нагревает микропроцессор Ricoh и модуль BCD - цепляется на место! :ebiggrin:

_________________
iLavr


30 May 2022 07:40
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Lavr wrote:
Lavr wrote:
Shaos wrote:
Lavr wrote:
... , эта статья легко находится, автор - Сергей Веремеенко.
Shaos автора, вероятно, знает, поскольку это - его земляк из Ё-Бурга... :wink:
Ну в Ёбурге и окрестностях живёт больше 2 миллионов человек - я честно их всех не знаю :roll:
Но это ж известный в прошлом спектрумист! Ты его просто обязан знать! Ё-маё... я и то - знаю... :lol:

Тем более, что на дружественном ресурсе - https://zx-pk.ru/, который я иногда по случаю
почитываю, а ты - так и зарегистрирован там, есть даже его интервью...

Интервью с Сергеем Леонидовичем Веремеенко - одним из участников фирмы "Проспект"

http://zxaaa.net/ARHIVE/veremeyenko_intervyu.mp3

А на второй странице - там твой землячок и чуть ли не однокурсник ностальгирует о былом... :wink:


P.S. А вот здесь это интервью можно и прочитать: http://dgmag.in/N12/DowngradeN12c.pdf

Сергеей Леонидович Веремеенко, действительно, известный автор среди спектрумистов, но интересен он и тем,
что уделял внимание также игровой приставке Dendy.

Ниже - это его материал, по игровой приставке Dendy:

DENDY ПОД МИКРОСКОПОМ

Для себя я этот материал конвертировал в формат Word - возможно, кому-то будет так удобнее, как и мне:
Attachment:
Famicom_Dendy.zip [104.33 KiB]
Downloaded 153 times


Файл описания приставки Dendy от MiGeRA положу здесь для полного комплекта:

Архитектура и программирование Dendy

Сергею Веремеенко также принадлежит идея скрестить видеоконтроллер Dendy с ПК ZX Spectrum.
В своё время я всё это читал и материалы есть у меня. Постепенно выложу в этот топик, как разыщу их.

_________________
iLavr


14 Jun 2022 06:31
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Я немножко отвлёкся попрограммировать этот самый NES-Dendy, и один трюк у меня вызвал сомнение,
хотя его все рекомендуют делать именно так:

Когда программе NES-Dendy нечего делать, и она ждёт прерывания NMI по кадру, то пишут мёртвый цикл:
Code:
;---------------   БЕСКОНЕЧНЫЙ ЦИКЛ ОЖИДАНИЯ НЕмаскируемого прерывания NMI - ПО КАДРУ
Forever:
     JMP Forever      ; ожидание НЕмаскируемого прерывания NMI

В том, что NMI выдернет управление из этого цикла - сомнений нет... :roll:

А вот куда вернётся управление после NMI по RTI - у меня что-то возникли сомнения... :-?
На мой взгляд, управление после NMI вернётся на адрес ПОСЛЕ JMP Forever.

Но, может быть, я неправ? Может, у 6502 как-то иначе?

По логике, согласно которой строят программу, управление должно вернуться в этот же
бесконечный цикл, но я вот в этом не уверен... :-?

_________________
iLavr


17 Jun 2022 17:11
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Lavr wrote:
А вот куда вернётся управление после NMI по RTI - у меня что-то возникли сомнения... :-?
На мой взгляд, управление после NMI вернётся на адрес ПОСЛЕ JMP Forever.

В оригинальном мануале на 6502 написано довольно обтекаемо, что при возникновении NMI
в стек сохраняется текущее значение программного счетчика и регистр флагов, причем текущая
инструкция обязательно выполняется до конца. - Это, как говорится, классика... :wink:

Вот только куда указывает программный счетчик в этой ситуации:
Code:
;---------------   БЕСКОНЕЧНЫЙ ЦИКЛ ОЖИДАНИЯ НЕмаскируемого прерывания NMI - ПО КАДРУ
Forever:
     JMP Forever      ; ожидание НЕмаскируемого прерывания NMI

_________________
iLavr


18 Jun 2022 02:55
Profile
Fanat

Joined: 09 Jun 2022 00:49
Posts: 82
Reply with quote
Lavr wrote:
Сергею Веремеенко также принадлежит идея скрестить видеоконтроллер Dendy с ПК ZX Spectrum

А какие есть более навороченные видеопроцессоры из тех времён в виде отдельной микросхемы?


18 Jun 2022 21:10
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
belfegor96 wrote:
Lavr wrote:
Сергею Веремеенко также принадлежит идея скрестить видеоконтроллер Dendy с ПК ZX Spectrum
А какие есть более навороченные видеопроцессоры из тех времён в виде отдельной микросхемы?
Я, честно говоря, не интересовался этим вопросом в те времена...
Я и приставкой Dendy тогда не интересовался. :-?

Да и сейчас мой интерес заключается лишь в том, что в этих приставках стоИт микропроцессор-
аналог легендарного 6502.

Такая получается ирония: сам 6502 или клон его в нашей стране приобрести весьма трудно...
А вот в виде приставок Dendy и иже с ней - его просто завались во всяких забытых местах! :wink:

_________________
iLavr


19 Jun 2022 08:27
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Lavr wrote:
Вот только куда указывает программный счетчик в этой ситуации:
Code:
;---------------   БЕСКОНЕЧНЫЙ ЦИКЛ ОЖИДАНИЯ НЕмаскируемого прерывания NMI - ПО КАДРУ
Forever:
     JMP Forever      ; ожидание НЕмаскируемого прерывания NMI

Всё-таки программный счетчик в этой ситуации указывает на метку Forever:
Поскольку текущая операция в момент NMI должна быть закончена, то и РС
указывает на Forever: в этот момент.

Ну и чтобы точно быть уверенным - проверил программно:
Code:
;---------------   БЕСКОНЕЧНЫЙ ЦИКЛ ОЖИДАНИЯ НЕмаскируемого прерывания NMI - ПО КАДРУ
Forever:
     JMP Forever      ; ожидание НЕмаскируемого прерывания NMI
     JSR Beep         ; подача звукового сигнала

Не Beep-бикает! :lol:

_________________
iLavr


19 Jun 2022 08:36
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Lavr wrote:
Вот только куда указывает программный счетчик ...

Из общих соображений и не угадаешь! Тут надо знать конкретно MOS 6502...
Quote:
При выполнении инструкций JSR (переход к подпрограмме) и RTS (возврат из подпрограммы) адрес возврата, помещенный в стек JSR, является адресом последнего байта операнда JSR (то есть наиболее значимого байта адреса подпрограммы), а не адреса следующей инструкции. Это связано с тем, что фактическое копирование (из программного счетчика в стек и затем наоборот) происходит до автоматического увеличения программного счетчика, которое происходит в конце каждой инструкции. Эта характеристика останется незамеченной, если код не проверит адрес возврата, чтобы получить параметры в потоке кода (идиома программирования 6502, задокументированная в Техническом справочном руководстве ProDOS 8). Это остается характерным для 6502 производных и по сей день.
Вот так-то! :wink: https://wiki5.ru/wiki/MOS_Technology_6502

_________________
iLavr


24 Jun 2022 15:39
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Lavr wrote:
Сергею Веремеенко также принадлежит идея скрестить видеоконтроллер Dendy с ПК ZX Spectrum

Собственно - здесь в архиве тот самый авторский материал:"Видеопроцессор для ZX-spectrum"
Attachment:
Видеопроцессор для ZX-spectrum.zip [78.19 KiB]
Downloaded 150 times

А ниже - принципиальная схема к этому материалу:
Attachment:
VideoProc_for_ZX_SP.png
VideoProc_for_ZX_SP.png [ 42.08 KiB | Viewed 7542 times ]

Расцветка на схеме - моя: в своё время разбирался, как это работает... :wink:

На схеме есть авторские ошибки, которые он сам в дальнейшем исправил:
С.Веремеенко wrote:
1. Ламели разъема X1.1 и XL2 должны быть пронумерованы сверху вниз от 1 до 30.
2. У дешифраторов 1533ИД4 номера выводов 1 и 2 нужно поменять местами. Знак
инверсии указан правильно.
3. В разрыв шины 82 (идет от D6 к D2) нужно поставить инвертор.
4. Выводы 2 и 4 микросхемы D5 надо соединить с "землей" через конденсаторы n16.
5. На шину питания поставить блокировочные конденсаторы 47М и 4 шт. 68n.


P.S. Разными цветами на схеме я подсветил, какая часть схемы относится к ZX-spectrum, какая -
к процессору Dendy, и какая - к его видеопроцессору...

_________________
iLavr


25 Jun 2022 10:48
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Lavr wrote:
Расцветка на схеме - моя: в своё время разбирался, как это работает... :wink:
На схеме есть авторские ошибки, ...

Ну и поскольку я с этим всем в своё время разбирался, я всё это и перерисовал по-человечески,
чтобы, глядя на схему, было, действительно, понятно, как это работает...
Авторские ошибки вроде как все учел...

 Схема обмена информацией c DENDY
Attachment:
DENDY_ZX.png
DENDY_ZX.png [ 37.99 KiB | Viewed 7261 times ]

Но в итоге мне это решение как-то не понравилось - слишком громоздко... :-?

_________________
iLavr


06 Jul 2022 17:03
Profile
Display posts from previous:  Sort by  
Reply to topic   [ 10 posts ] 

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 7 guests


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot post attachments in this forum

Search for:
Jump to:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.