nedoPC.org

Electronics hobbyists community established in 2002
Atom Feed | View unanswered posts | View active topics It is currently 28 Mar 2024 12:36



Reply to topic  [ 49 posts ]  Go to page Previous  1, 2, 3, 4  Next
Графический "сопроцессор" на ардуино - реально ли? 
Author Message
Admin
User avatar

Joined: 08 Jan 2003 23:22
Posts: 22412
Location: Silicon Valley
Reply with quote
Lavr wrote:
А я хотел для "Специалиста" совсем другой графический сопроцессор, который бы совсем освобождал
бы центральный процессор от вывода графики.

А монитор ты тоже перепишешь, чтобы он буковки выводил через команды сопроцессора? ;)

Или имеется ввиду врезание быстрого сопроцессора в схему так, чтобы он писал во всю ту же видеопамять?

_________________
:dj: https://mastodon.social/@Shaos


05 Dec 2021 03:32
Profile WWW
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Shaos wrote:
Lavr wrote:
А я хотел для "Специалиста" совсем другой графический сопроцессор, который бы совсем освобождал
бы центральный процессор от вывода графики.

А монитор ты тоже перепишешь, чтобы он буковки выводил через команды сопроцессора? ;)

А почему бы и нет? :roll: И у Спектрума, и у Специалиста Монитор-ы стандартизированы, причем у Спектрума
для совместимости он стал "законом" даже с ошибками!
Переписать придётся от силы 2 функции: вывод символа на экран и чтение символа с экрана - остальные
функции завязаны на них. Причем я даже не знаю, есть ли у Спектрума чтение с экрана...
Функции станут гораздо короче: номер функции для графического сопроцессора, символ, цвет, координаты.

Shaos wrote:
Или имеется ввиду врезание быстрого сопроцессора в схему так, чтобы он писал во всю ту же видеопамять?
Я думаю, что лучше графическому сопроцессору иметь свою быструю современную память.
И видеовыход свой в формате VGA, к примеру.
А центральный процессор может запросить: байт, позиция байта, если надо.
Вся память на борту Спектрума или Специалиста становится в этом случае обычным ОЗУ.

_________________
iLavr


05 Dec 2021 17:38
Profile
Admin
User avatar

Joined: 08 Jan 2003 23:22
Posts: 22412
Location: Silicon Valley
Reply with quote
Ну кроме бейсика в ПЗУ придётся ведь ещё и все игры переделывать, который по старому пишут в видеопамять

_________________
:dj: https://mastodon.social/@Shaos


05 Dec 2021 22:01
Profile WWW
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Shaos wrote:
Ну кроме бейсика в ПЗУ придётся ведь ещё и все игры переделывать, который по старому пишут в видеопамять

Я с тобой совершенно согласен, просто меня не беспокоили игры от слова СОВСЕМ!
Мне очень хотелось поднять скорость своих расчетов, а поскольку я посмотрел всё
отладчиком, я увидел, что больше всего тормозит отрисовка графики.
Поэтому и возникла мысль об отдельном процессоре для графики.

С той точки зрения, чтобы улучшить графику Спектрума, и добавить новые графические
возможности, сохраняя полную совместимость с имеющимся ПО, то решение, о котором
ты тут рассказал - безусловно лучше!
Тем более, оно позволяет не вмешиваться в схемотехнику раритетных ныне компьютеров.

_________________
iLavr


06 Dec 2021 11:05
Profile
Admin
User avatar

Joined: 08 Jan 2003 23:22
Posts: 22412
Location: Silicon Valley
Reply with quote
Ну тогда проще совсем новый комп разработать, если на весь существующий софт наплювать :)

С уже другим более нормальным процессором ;)

P.S. А я как-нибудь потом поиграюсь таки с FPGA, чтобы выжать из старичка ZX-спектрума новые графические режимы с 3D ;)

_________________
:dj: https://mastodon.social/@Shaos


07 Dec 2021 00:44
Profile WWW
Novelist

Joined: 18 Feb 2006 08:19
Posts: 25
Reply with quote
Вот добавили испанцы в 128й музыкальный сопроцессор AY
У него свои команды.
Никто не кинулся переписывать существующий софт, заменять бипер на AY.
Стали писать новые игры, для которых использовали AY.
Так и тут - хотелось реализовать на современном недорогом микроконтроллере графический сопроцессор, легко прикручиваемый к реальным Спектрумам. С новыми командами, отдаваемыми через отдельный порт. Чтобы люди писали под него новые игры, с быстрой 3D графикой, быстрыми большими спрайтами.
Если я правильно понял, данную идею всё же можно реализовать для новоделов со статическим ОЗУ.


07 Dec 2021 12:49
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Shaos wrote:
Ну тогда проще совсем новый комп разработать, если на весь существующий софт наплювать :)С уже другим более нормальным процессором ;)

А в то время, когда я продумывал эту идею, "более нормального процессора" нежели К580ВМ80 практически не было. :wink:
Возможно, у счастливчиков был z80, может быть где-то существовал 1801ВМ1 - я про него даже не слышал тогда.

Почему я не взялся это делать: по моим примерным прикидкам центральный К580ВМ80 будет сильно опережать
графический К580ВМ80, и затыкаться в ожидании, когда освободится очередь графических команд.
Никто же так и не сдвинул до дела эту ветку: http://www.nedopc.org/forum/viewtopic.php?f=46&t=7540 8)

Это сейчас всё так просто: "возьми процессор пошустрее и память побыстрее"... :lol:

_________________
iLavr


07 Dec 2021 13:14
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Santa wrote:
Если я правильно понял, данную идею всё же можно реализовать для новоделов со статическим ОЗУ.

Можно, но это не будет тот старый классический Спектрум. Это будет клон-новодел, а их и так очень много наплодили.
А для чего? Да при современной технике есть тот кайф, что классический Спектрум можно упихать в минимальное
число микросхем, в идеале - в одну ПЛИС. :wink:

_________________
iLavr


07 Dec 2021 13:19
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Shaos wrote:
С уже другим более нормальным процессором ;)

Кстати... я не знаю, все ли помнят, но один из первых видеопроцессоров, расширяющих графику ZX Spectrum,
во времена былинные предлагалось выполнить на основе игровой приставки "Денди": :roll:
Подключение DENDY'евского видеопроцессора к ZX Spectrum.

Потому как приставка "Денди" в итоге выродилась вот в такой кристалл:

Image

и он по-любому не увеличил бы объёмов оригинального ZX Spectrum! 8)

Идея была очень хорошо проработана: движок "Денди" рисует фоны для игр ZX Spectrum, получая команды
от Z80. Видео-движок "Денди" очень быстрый, потому как спрайтовый.

Я по этим статьям изучал аппаратные особенности и схемотехнику "Денди", поскольку всё было подробно
и на русском языке.
Ну и программирование 6502 с примерами автор довольно хорошо рассказал. :kruto:

_________________
iLavr


07 Dec 2021 14:40
Profile
Novelist

Joined: 18 Feb 2006 08:19
Posts: 25
Reply with quote
Lavr wrote:
Я по этим статьям изучал аппаратные особенности и схемотехнику "Денди", поскольку всё было подробно
и на русском языке.
Ну и программирование 6502 с примерами автор довольно хорошо рассказал. :kruto:

А что за статьи? По ссылке лишь пожелание "а вот бы сделать"


08 Dec 2021 00:18
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Santa wrote:
Lavr wrote:
Я по этим статьям изучал аппаратные особенности и схемотехнику "Денди", поскольку всё было подробно
и на русском языке.
Ну и программирование 6502 с примерами автор довольно хорошо рассказал. :kruto:

А что за статьи? По ссылке лишь пожелание "а вот бы сделать"

А это был какой-то журнал самодельный, ZX-Ревю, кажется, что-ли...
Там цикл статей написал человек, известный в тусовке ZX-Спектрум в те годы.
Фамилию его я, к сожалению не помню, а все материалы у меня на старом ноутбуке...

Ссылку выше я просто нагуглил по сочетанию "ZX-Спектрум" и "Денди".


P.S. Если погуглить чуть настырнее, эта статья легко находится, автор - Сергей Веремеенко.
https://zxpress.ru/book_articles.php?id=361
Shaos автора, вероятно, знает, поскольку это - его земляк из Ё-Бурга... :wink:

_________________
iLavr


08 Dec 2021 00:34
Profile
Admin
User avatar

Joined: 08 Jan 2003 23:22
Posts: 22412
Location: Silicon Valley
Reply with quote
Ну в Ёбурге и окрестностях живёт больше 2 миллионов человек - я честно их всех не знаю :roll:

_________________
:dj: https://mastodon.social/@Shaos


08 Dec 2021 01:20
Profile WWW
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Shaos wrote:
Ну в Ёбурге и окрестностях живёт больше 2 миллионов человек - я честно их всех не знаю :roll:

Но это ж известный в прошлом спектрумист! Ты его просто обязан знать! Ё-маё... я и то - знаю... :lol:

_________________
iLavr


08 Dec 2021 02:49
Profile
Novelist

Joined: 18 Feb 2006 08:19
Posts: 25
Reply with quote
А как организовать порт с висящей на нём ардуинкой, чтобы отдавать туда и забирать оттуда пачки байтиков?


19 Jan 2022 06:36
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Santa wrote:
А как организовать порт с висящей на нём ардуинкой, чтобы отдавать туда и забирать оттуда пачки байтиков?

Если это вы хотите "отдавать туда и забирать оттуда пачки байтиков ардуинкой" помимо z80 - то никак,
потому что для этого нужен режим ПДП (или DMA).

Если же сам z80 "отдаёт оттуда и принимает туда пачки байтиков от ардуинки", то это проще - на свободном
месте в пространстве УВВ ставим два буфера - на ввод и на вывод, ну и можно прерывание задействовать,
чтобы z80 не тормозил, опрашивая порты постоянно, а занялся ими тогда, когда это просит ваша ардуинка.

_________________
iLavr


19 Jan 2022 08:16
Profile
Display posts from previous:  Sort by  
Reply to topic   [ 49 posts ]  Go to page Previous  1, 2, 3, 4  Next

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 9 guests


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot post attachments in this forum

Search for:
Jump to:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.