nedoPC.org

Community of electronics hobbyists established in 2002

...
Atom Feed | View unanswered posts | View active topics It is currently 19 Nov 2017 02:34



Reply to topic  [ 13 posts ] 
Пару слов и фото Вектор 06Ц, Вектор Старт, Криста 2 
Author Message
Senior

Joined: 03 Jan 2017 11:58
Posts: 115
Reply with quote
1987 год, СССР
Компьютер Вектор 06Ц, Вектор Старт, Криста 2

Image

Вектор 06Ц - это домашний компьютер. Самый цветной советский домашний компьютер. Он мог
отображать 256 цветов на экране. Точнее 16 честных цветов из палитры в 256 цветов.

Графика выглядела очень приятно. Большинство компьютеров тех лет показывало несколько
ярких кислотных цветов. Нигде не было коричневого цвета. Ствол дерева в игре не нарисуешь.
О фотографиях вообще думать не стоит. А у Вектора было много цветов. Можно и дерево
нарисовать и фото показать.

Как и большинство советских домашних компьютеров, Вектор был собран из стандартных
микросхем серии К155, К555, К580.

Ранее я писал про компьютер Корвет ПК8010, что он был сделан из тех же деталей. У Корвета
и Вектора разные ниши. Корвет (в основном) закупали школы и организации, а Вектор
покупали домой.

У Вектора нет контроллера локальной сети, нет последовательного порта, нет аппаратного
текстового режима. И не жалко, дома без этого можно обойтись.

А в остальном они очень похожи:

Процессор у Вектора: КР580ВМ80А 3 Мгц
Процессор у Корвета: КР580ВМ80А 2.5 Мгц

Звук у Вектора: КР580ВИ53 3 одновременно звучащих ноты
Звук у Корвета: КР580ВИ53 1 нота

Видео у Вектора: 512x256 4 цвета, 256x256 16 цветов из палитры 256.
Видео у Корвета: 512x256 8 цветов из палитры 16 цветов.

Ускорение видео у Вектора: Вертикальная прокрутка экрана.
Ускорение видео у Корвета: Инженерная графика.

Память у Вектора: 64 Кб (существует расширение до 320 Кб)
Память у Корвета: 113 Кб либо 257 Кб

ПЗУ у Вектора: Только загрузчик
ПЗУ у Корвета: Бейсик

Клавиатура у Вектора: Емкостная или герконовая
Клавиатура у Корвета: Герконовая или с токопроводящими резинками.

Сравнив параметры даже задумаешься, а есть существенная разница? А разница есть, на
Корвете игр почти нет. На Векторе игр больше, но тоже не особо много.

Главная проблема Вектора, как и всех советских компьютеров, это скудный выбор программ.
У нас не было рынка программного обеспечения. Создание программ редко приносило прибыль.
Программы писались за свой счет в свободное от работы время.

В детстве у меня был друг-одноклассник. Он руками мог выпилить, вырезать, склеить всё что
угодно. На уроках труда все от него офигевали... Дак вот. У него был дома Вектор 06Ц, а у всех
был Спектрум. И я ему в детстве _сочувствовал_. На Спектруме игр в 1000 раз больше было.
Они были серьезнее.

В СССР было выпущено несколько моделей Векторов. И все они были несовместимы между
собой! На фото помимо стандартного Вектор 06Ц еще есть Вектор Старт и Криста 2.

В обоих компьютерах нет палитры из 256 цветов, главной особенности Вектора. У Кристы 2
процессор работает на более медленной частоте 2.5 МГц. Множество игр от Вектор 06Ц просто
повиснет при попытке запустить их на Вектор Старте или Кристе 2. Несовместимость на
аппаратном уровне.

Есть неподтвержденная версия, что оба этих недо-Вектора сделаны по незаконченной
(промежуточной) схеме Вектора 06Ц.

А еще был Вектор ПК-6128Ц с памятью 128 Кб, локальной сетью и встроенным контроллером
дисковода.


29 Mar 2017 17:20
Profile
Senior

Joined: 31 Mar 2012 19:50
Posts: 112
Location: 93.73.80.128
Reply with quote
До боли знакомая история. Похожая ситуация была с zx81 и zx-spectrum. Синклер вообще в упор не видел популярности atari800, его идея фикс была в том чтоб склепать очередной apple2 для обучения "широких масс бейсику" и продавать его в 5...10 раз дешевле. То что в zx-spectrum удачно сочитается цена, скорость графики, неплохая цветность и достаточно высокое разрешение чистая случайность. Ближайшие конкуренты типа msx1 и plus4 могли бы легко раздавить spectrum. Вероятно 80% истории успеха и ZX-a и AMSTRAD-a связанны с чисто патриотическими побуждениями англичан, они продвигали свои платформы и национального производителя. Но сразу видно что законодателями моды на домашние компы были всеже atari и commodore, на шаг cзади от них MSX, ZX и AMSTRAD.

СССР был вообще "НЕ В ТЕМЕ", как бы "НЕ В РАМКАХ МОДЫ", копировал "все по чуть чуть", свои "иновации" были на 5...10 лет позади аналогичных таких же западных (но часто это были настоящие иновации, так как их создатели понятия не имели о таких же давно реализованных вещах). ВЕКТОР был неплохой альтернативой ZX81-ому, но не zx-spectrum. Для того чтобы тягаться со спектрумом нужно было иметь процессор Z80 на 14Mhz и двухпортовую видео память или двойной видео-буфер (но тогда бы можно и с atari st наверное потягаться...). Понятное дело что в условиях советской реальности это было невозможно, считанные единицы задумывались как это сделать, показать цветную качественную картинку на телике хоть и в 3 раза медленнее чем на msx это уже считалось достаточным.


02 Apr 2017 10:29
Profile
Senior

Joined: 03 Jan 2017 11:58
Posts: 115
Reply with quote
bigral wrote:
Для того чтобы тягаться со спектрумом нужно было иметь процессор Z80 на 14Mhz


Ну это если спрайты у нас будут 16 цветные. А если 1 цветные, т.е. фон цветной, а главный игрок монохромный, то нам надо обновлять лишь один битплан. В итоге нагрузка такая же как на Спектрум. И даже меньше, так как на этом битплане фона не будет.


02 Apr 2017 10:53
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 11:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
bigral wrote:
Вероятно 80% истории успеха и ZX-a и AMSTRAD-a связанны с чисто патриотическими побуждениями англичан, они продвигали свои платформы и национального производителя.

Вероятно - здесь ключевое слово. Потому как если обратиться к реальной истории ZX-a (не знаю насчет AMSTRAD-a), то никто его не продвигал не из каких патриотических побуждений.
Дешевый, гавенненький на фоне других, но доступный массам комп, распространявшийся в виде набора по почте.
Причем, и в таком варианте была очередь, и всех обеспечить не могли, а качество было весьма посредственным.
С чисто патриотическими побуждениями англичане продвинули совсем другой компьютер.

Вобще - глупость, типа как с чисто патриотическими побуждениями в СССР продвигали "Радио-86РК"... :mrgreen:
Надо иногда хотя бы этот форум читать, чтобы не вводить людей в заблуждение досужим вымыслом. :-?

_________________
iLavr


02 Apr 2017 11:36
Profile
Senior

Joined: 31 Mar 2012 19:50
Posts: 112
Location: 93.73.80.128
Reply with quote
alemorf wrote:
bigral wrote:
Для того чтобы тягаться со спектрумом нужно было иметь процессор Z80 на 14Mhz


Ну это если спрайты у нас будут 16 цветные. А если 1 цветные, т.е. фон цветной, а главный игрок монохромный, то нам надо обновлять лишь один битплан. В итоге нагрузка такая же как на Спектрум. И даже меньше, так как на этом битплане фона не будет.

Представь себе нормальную игру BOULDER DASH (такая даже сегодня привлечет изумленную молодежь если ее показать где-нибудь в школе нынешней молодежи на оригинале, потому что сегодня нет ничего подобного). Там 160 точек по горизонтали (ATARI, C64), плавный здвиг карты по 1 точке вертикально\горизонтально, 4 цвета на точку (на c64 больше), спрайты двигаются сразу по 16 точек за ход, скорость ходов разная (по крайней мере так кажется, не уверен через сколько кадров наступает ход). На спектруме экран движется по знакоместам и не успевает обновиться за 1 кадр, экран не успевает за ходом игры (он движется медленнее персонажа и камней). Может если бы переделать на 128К с теневым экраном и еще поускорять процедуры вывода то как-то можно было бы приблизить к оригиналу. На MSX1 экран движется по 2 знакоместа сразу, хотя там можно бы было сделать как на ZX и оно бы успевало и смотрелось бы неплохо. На msx2 и NES игрушка по идее могла бы виглядеть еще круче чем на оригинале. А что можно сделать на векторе?


02 Apr 2017 11:42
Profile
Senior

Joined: 31 Mar 2012 19:50
Posts: 112
Location: 93.73.80.128
Reply with quote
Lavr wrote:
Потому как если обратиться к реальной истории ZX-a (не знаю насчет AMSTRAD-a), то никто его не продвигал не из каких патриотических побуждений.
Дешевый, гавенненький на фоне других, но доступный массам комп, распространявшийся в виде набора по почте.
Причем, и в таком варианте была очередь, и всех обеспечить не могли, а качество было весьма посредственным.
С чисто патриотическими побуждениями англичане продвинули совсем другой компьютер.


То что синклеру было плевать на игры и он особенно не парился не значит что людям было пофиг, бОльшую часть софта на zx-spectrum написали англичане. Могли бы не парясь писать под msx1 или plus4, машины явно более привлекательные.

И какой же компьютер они продвинули?


02 Apr 2017 11:47
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 11:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
bigral wrote:
И какой же компьютер они продвинули?
А вот угадай с одного разу! :mrgreen: Я же дал ссылку? 8) Он там есть! :wink:


P.S. Намекну даже, что ты этот комп знаешь... видимо, весенняя рассеянность, либо ранний склероз...

P.P.S. А то, что большую часть софта для ZX написали англичане - я бы не счел патриотизмом.
Что у них было - для того и писали. Другое дело, что Galaksija в своей стране получила массовую поддержку
и не дала ZX-у затоптать себя... да и то - это вряд ли патриотизм.

_________________
iLavr


02 Apr 2017 11:57
Profile
Senior

Joined: 31 Mar 2012 19:50
Posts: 112
Location: 93.73.80.128
Reply with quote
Lavr wrote:
Он там есть! :wink:

"...имя сестра!!! имя!!! скажи мне его имя..." (с) какой-то идиот из советского фильма про д'артаньяна.


02 Apr 2017 13:05
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 11:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
bigral wrote:
"...имя сестра!!! имя!!! скажи мне его имя..." (с)
Вот НЕ СКАЖУ! :mrgreen: Поскольку я нелениво глянул - ты там даже отметился и комп этот похвалил... :lol:
Я чего тут - всеобщая всепомнящая память этого форума? :roll:

_________________
iLavr


02 Apr 2017 13:18
Profile
God

Joined: 02 Jan 2006 05:28
Posts: 1341
Location: Abakan
Reply with quote
bigral wrote:
"...имя сестра!!! имя!!! скажи мне его имя..." (с) какой-то идиот из советского фильма про д'артаньяна.
В общем-то он там даже буквально на поверхности :lol:

P.S. Да, да! Мы тут порой выглядим как законченные садисты ;)


02 Apr 2017 21:24
Profile
Admin
User avatar

Joined: 09 Jan 2003 02:22
Posts: 15699
Location: Colorado
Reply with quote
bigral wrote:
alemorf wrote:
bigral wrote:
Для того чтобы тягаться со спектрумом нужно было иметь процессор Z80 на 14Mhz


Ну это если спрайты у нас будут 16 цветные. А если 1 цветные, т.е. фон цветной, а главный игрок монохромный, то нам надо обновлять лишь один битплан. В итоге нагрузка такая же как на Спектрум. И даже меньше, так как на этом битплане фона не будет.

Представь себе нормальную игру BOULDER DASH (такая даже сегодня привлечет изумленную молодежь если ее показать где-нибудь в школе нынешней молодежи на оригинале, потому что сегодня нет ничего подобного). Там 160 точек по горизонтали (ATARI, C64), плавный здвиг карты по 1 точке вертикально\горизонтально, 4 цвета на точку (на c64 больше), спрайты двигаются сразу по 16 точек за ход, скорость ходов разная (по крайней мере так кажется, не уверен через сколько кадров наступает ход). На спектруме экран движется по знакоместам и не успевает обновиться за 1 кадр, экран не успевает за ходом игры (он движется медленнее персонажа и камней). Может если бы переделать на 128К с теневым экраном и еще поускорять процедуры вывода то как-то можно было бы приблизить к оригиналу. На MSX1 экран движется по 2 знакоместа сразу, хотя там можно бы было сделать как на ZX и оно бы успевало и смотрелось бы неплохо. На msx2 и NES игрушка по идее могла бы виглядеть еще круче чем на оригинале. А что можно сделать на векторе?

А на векторе мой коллега по работе смог сделать вот это:


https://youtu.be/teauCG_-jaM

_________________
:eugeek: https://twitter.com/Shaos1973


03 Apr 2017 23:28
Profile WWW
Senior

Joined: 31 Mar 2012 19:50
Posts: 112
Location: 93.73.80.128
Reply with quote
это на обычном векторе06ц i8080 или c z80? тут конечно игрушка не хуже чем на msx1 выглядит, скорость впечатляет, интересно можно сделать как на zx spectrum сдвиг экрана по 1 знакоместу


07 Apr 2017 12:57
Profile
Admin
User avatar

Joined: 09 Jan 2003 02:22
Posts: 15699
Location: Colorado
Reply with quote
видео с эмуля, но на зхпк люди пускали на реальном реале - с четвертой попытки все получилось :)

зная автора могу сказать, что он выжал из железяки все что можно - спрайты копировались через стек

_________________
:eugeek: https://twitter.com/Shaos1973


07 Apr 2017 23:17
Profile WWW
Display posts from previous:  Sort by  
Reply to topic   [ 13 posts ] 

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 2 guests


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot post attachments in this forum

Search for:
Jump to:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.