nedoPC.org

Electronics hobbyists community established in 2002
Atom Feed | View unanswered posts | View active topics It is currently 28 Mar 2024 14:18



Reply to topic  [ 26 posts ]  Go to page 1, 2  Next
Компиляторы ассемблера 
Author Message
Doomed
User avatar

Joined: 19 Feb 2017 03:46
Posts: 584
Location: Санкт-Петербург, Россия, третья планета от Солнца, галактика Млечный Путь
Reply with quote
.
Предлагаю переименовать тему в "Компиляторы ассемблера на бейсике". Тогда можно будет обсуждать ассемблеры для 6800 и 8080 без риска, что твой пост грохнут под надуманным предлогом. Это правильно, т.к ассемблер для 8080 уже обсуждался в теме.

Замечу, что упомянутые ассемблеры на бейсике даже слабее, чем 2-х килобайтный ассемблер для РК86 из ж.Радио (нет вычисления выражений в операторах). Чем процессор более прост и система команд лучше структурирована, тем меньшее число операторов бейсика в компиляторе. Потому в компиляторе 8080 в 1.5 раза больше операторов бейсика, чем в компиляторе 6502.

Миниассемблер 6502 (из ПЗУ Apple-II) занимает менее 1 кб. Из этого ясно, что если компилятор 6502 переписать на ассемблер, то получится чуть более 1 кб. Так что компилятор написанный на ассемблере даже в 1976 был более оправдан, т.к тогда мало у кого из любителей микро-ЭВМ ОЗУ было более 4 кб. Каждый лишний килобайт ОЗУ обходился в сотню баксов. Потому-то TINY BASIC для 8080 (объёмом в 1800 байт) и значительно более компактный бейсик для 6800 (768 байт) и были актуальны.

Это кстати, чётко иллюстрирует, что JR-переходы сокращают объём кода, потому в те годы 6800 и 6502 с точки зрения экономии были выгоднее, чем 8080.

Кстати, ассемблер 6502 на TINY-бейсике написал сам автор этого бейсика (Том Питман кажется, если склероз не подводит). А он, вроде бы, за прототип этого своего бейсика взял самый крошечный бейсик для 6800, конвертировав его для 6502. Могу ошибаться, давно читал. Интересно сравнить объём кода бейсика для 6800 с полным аналогом на 6502. Тогда будет ясно у какого CPU плотность кода выше.


03 Oct 2018 15:52
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
barsik wrote:
Предлагаю переименовать тему в "Компиляторы ассемблера на бейсике". Тогда будет можно обсуждать ассемблеры для 6800 и 8080 без риска, что твой пост грохнут под надуманным предлогом.

Под надуманным предлогом никто ничего не грохает. У форума достаточно разделов, чтобы обстоятельно
вести беседу на любую тематику.
Переименовывать эту тему также нет необходимости.
"Компиляторы ассемблера на бейсике" для процессоров и 6800, и 8080, и др. - это что такое?
Это софт. На форуме есть для этого специальный раздел: Software - здесь и создадим целевой топик.

Прошу всех заинтересованных лиц присоединится к беседе. Сюда же выкладываю копию материала
топикстартера, за которую он столько переживал.
barsik wrote:
Тема интересная, но всё-же бейсик для 8-ми разрядки это явно не тот язык, чтобы писать компиляторы. Если даже могучие Паскаль и Си для написания ассемблеров 8-ми разрядок не нашли применения, то бейсик для этого - это вообще нонсенс.

Это делали лишь на заре цивилизации в 1975-76 годах, когда другого инструментария не было. Кстати, это не первый и не единственный ассемблер 6502 на бейсике. Есть ассемблер даже на TINY-бейсике (менее 300 операторов), написанный когда DOS ещё не было.
Lavr wrote:
Quick and Dirty 8080 Assembler... написан на BASIC... под М$ QBasic адаптируется довольно легко
Написать ассемблер на бейсике - это хорошее упражнение для совершенствования в бейсике, даже сейчас.

Но для 1985 года ассемблер на бейсике - это нонсенс. Объяснение в том, что было написано человеком, который хорошо знал именно бейсик (т.к преподавал его) и для конкретной одноразовой цели в конкретной ситуации. В 1985, уже было явно неразумно использовать бейсик для этой задачи, хотя для конкретного автора это имело смысл.

Использование бейсика вместо ассемблера для задач такой сложности даёт некоторый выигрыш по трудозатратам. Но и результаты несравнимы по качеству продукта. Помимо учебных целей бейсик для 8-ми разрядки почти не имеет смысла (а для PC, где скорости на многие порядки выше, а ограничений по объёму кода и текста нет, это иначе).

Судите сами. Этот ассемблер по уровню равен 2-х килобайтовому МИКРОНУ для РК86 написанному Барчуковым и Фадеевым. В ассемблере МИКРОН ~1200 строк ассемблера. В этом ассемблере КР580 на бейсике 340 строк, но в большинстве строк по 2-3 оператора бейсика. Т.е примерно 750 операторов бейсика (аналогичный ассемблер 6502 - 570 операторов). В памяти интерпретатора программа занимает ~8 кб и ещё 10 кб или более отнимает интерпретатор. Т.о без-DOS-овый вариант на бейсике - невыгоден (т.к остаётся мало места под буфер текста и буфер трансляции).

Если (адаптированный под Microsoft-бейсик вариант) откомпилировать с помощью BASCOM, то такой продукт для без-DOS-ового варианта тоже будет бессмысленным, т.к в силу ущербности бейсика получится слишком большой файл (более 32 кб). Но в дисковом варианте, где не требуется буфер для всего текста, а идет построчное чтение из файла, компиляция ускоряет трансляцию.

Автор написал этот ассемблер на бейсике за 2 дня. Но за те же два, максимум три, дня аналогичный примитивный ассемблер можно написать и на ассемблере. Я это знаю, т.к делал это. Будучи совсем неопытным я написал ассемблер КР580 аналог МИКРОНА (2400 строк) за 2 недели, а значит опытному программисту для этого нужно всего 2 дня.

Но главный довод в том, что не получится доработать примитивный ассемблер на бейсике в нормальный ассемблер. Сравните размер ассемблера МИКРОН в 2 кб и Microsoft M80 с размером в 18 кб. Но сложность разработки нарастает не пропорционально размеру кода, а на порядок больше. Если написание примитивного ассемблера занимает всего несколько дней, то доработка его до макроассемблера занимает несколько месяцев.

Более разумно использовать Паскаль, в нём работа со строками не хуже (и точно лучше, чем в TINY-бейсике). Примитивный ассемблер точно получится неплохим, даже макро-ассемблер возможно удастся сделать одноблочным (или придётся использовать оверлеи для каждого из трёх проходов).

А вообще, компиляторы ассемблера для 8-ми разрядки всегда писали на ассемблере. Даже компиляторы ЯВУ, которые ещё на порядок сложнее, до середины 80-тых тоже писали на ассемблере (хотя Си и Паскаль для 8-ми разрядок появились в 1979). Лишь с середины 80-тых компиляторы ЯВУ для 8-ми разрядок стали писать в основном на Си.

К сожалению, не имею полномочий восстановить её сюда.

Но давайте обсудим "Компиляторы ассемблера на бейсике", которые сам топикстартер рекомендовал
писать на других языках.

P.S. И чтобы не омрачать начало темы ненужным препирательством, расширил её название, а всё лишнее и личное - убрал.

_________________
iLavr


03 Oct 2018 16:04
Profile
Admin
User avatar

Joined: 08 Jan 2003 23:22
Posts: 22412
Location: Silicon Valley
Reply with quote
А ассемблер это вроде транслятор - не?...

_________________
:dj: https://mastodon.social/@Shaos


03 Oct 2018 18:57
Profile WWW
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Shaos wrote:
А ассемблер это вроде транслятор - не?...

Да, транслятор. Но трансляторы бывают компилирующего и интерпретирующего типов.
Интерпретатор ассемблера я лично не встречал.
А вот Васик-транслятор бывает обоих типов.

P.S. Хотя, возможно, эмулятор какого-либо процессора на другой платформе и можно назвать
интерпретатором его ассемблера.

_________________
iLavr


03 Oct 2018 19:01
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Ну и чтобы помочь Барсику в новой его теме, подкину сюда два компилятора ассемблера для х86 на Бейсике.
Attachment:
BASassemble.zip [21.73 KiB]
Downloaded 425 times
Attachment:
BAShasm.zip [76.12 KiB]
Downloaded 400 times


И, может быть, как-нибуть найду у себя архив, как 2 немца написали операционную систему
на GW-BASIC.
На немецком языке. :lol:

Замечательная вещь, по крайней мере для меня она поставила точку во всех спорах о том, что
и на каких языках можно написать, а на каких типа - нет.

Написать можно всё что угодно, на том языке, котoрым владеешь...

Это, правда, будет боян от 2010 года, но ведь Барсика тогда с нами не было... :wink:

_________________
iLavr


03 Oct 2018 19:54
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Топикстартер заявил следующее:
Quote:
тема бесполезная, чисто историко-просветительская, мало кому интересная и то, что писать ассемблеры на бейсике невыгодно, и-так ясно. Тема изначально была флеймовая, - расширить кругозор ссылками и немного поболтать.
Возможность поболтать у нас всем предоставляется в курилке, поэтому флейм туда и перенесен.
http://www.nedopc.org/forum/viewtopic.php?f=72&t=19127


А мы тут всё же, я думаю, продолжим топик о компиляторах ассемблера, ибо обсудить есть что.

Я ассемблеры и сам писал, и не только на Бейсике. Самый ближайший пример есть здесь:
http://www.nedopc.org/forum/viewtopic.php?f=67&t=9310, хотя это ассемблер
для самодельной системы команд, похожей на i8080, но все черты нормального ассемблера есть.

Поскольку такой системы команд ни у чего больше нет (кстати, PIC здесь получается интерпретатором
команд выдуманного ассемблера
), то мне пришлось написать ассемблер самому и он нужен был мне быстро.

Я никуда подсмотреть не успевал и действовал по следующему лобовому алгоритму:
ассемблер работает в два прохода.
На 1-м группируются все строковые метки и вычисляются их адреса.
Проверяется синтаксис строк и строки выводятся в окно. Окно не текстовое, окно - строчный список.
Если первый этап прошел удачно, можно скомандовать 2-проход: собрать bin-файл, а после него и hex.
На 2-м этапе генерируется код по таблицам мнемоник, которым поставлены в соответствие их коды.

Разбор строк у меня был самый лобовой:
1. Ищется комментарий ";". Если он наден, отрезается вся строка до ";" - это предположительно команда и метка.
Если ";" НЕ наден, то вся строка - предположительно команда и метка.

2. Ищется признак метки в строке ":". Если он наден, отрезается вся строка до ":" .
Удаляются концевые пробелы, метка посимвольно проверяется на соответствие разрешенным символам.
Если всё хорошо - метка заносится в строковый массив, её численный адрес - в массив адресов.
Если ":" НЕ наден, то вся строка - предположительно команда и её аргумент, если он есть.

3. Ищется разделитель в строке пробел, если от найден, то, видимо, это оператор.
Проверяется список операторов. Если оператор такой есть, и он без операнда, то строка более не анализируется.
Всё записывается в строку окна-списка. Номер строки и операнд.

4. Анализируется операнд. Тут всё чуть муторнее:проверка на текст в операнде - одинарные кавычки.
Всё, кроме текста переодится в верхний регистр, пробелы удаляются.
По массиву ищутся всякие H, A,B, B,C... и т.п., т.е. НЕ численные аргументы.
Так же делается проверка на числа, размер чисел, наличие меток.
Если найдена метка, проверяется по списку меток, запоминается строка с меткой в массив.
Всё также записывается в строку окна-списка. Номер строки и операнд.

На втором проходе метки расставляются, формируются коды команд с аргументами и без.
В общем примерно так оно приемлемо работало.

Мне не давался удачный алгоритм разбора длинной строки аргумента, включающей скобки, метки
и математические операции.


Понятно было, либо должен быть какой-то хитрый алгоритм, либо число операций в строке надо ограничить,
вместе с числом операндов.
Я выбрал второй вариант, хотя и там разбор математики "+", "-", метки, числа (скобок нет), получился весьма
тяжелым и некрасивым, но всё-таки всё работало.

Я поинтересовался настойчиво в Гугл, какие есть устоявшиеся и распространеные методы парсинга
строки с аргументами, и нашел их два в весьма доходчивом изложении:

Алгоритм обpатной польской нотации:
Attachment:
Обpатная польская нотация.zip [23.43 KiB]
Downloaded 366 times

Парсер методом рекурсивного спуска:
Attachment:

Выложил здесь оба архива для тех, кому, возможно, это тоже интересно.
В обоих архивах есть и описание и пример на С++.

Я пока ни один вариант не попробовал, но вскоре я один ассемблерчик писать буду.

Ассемблеры, который я выложил в ветке 6502 и ранее в этом топике - я смотрел, как
люди пишут свои самодельные ассемблеры, в качестве примеров.
Да в общем-то примерно так, как и я: где-то лучше, где-то хуже. Ничего сверх-крутого
не увидел, но посмотреть есть на что.

_________________
iLavr


04 Oct 2018 11:37
Profile
Doomed
User avatar

Joined: 19 Feb 2017 03:46
Posts: 584
Location: Санкт-Петербург, Россия, третья планета от Солнца, галактика Млечный Путь
Reply with quote
Post 
Когда у Вас есть доступ к Microsoft-ассемблеру М80 глупо серъёзно думать, что сможешь написать что-то лучшее. Последние версии М80 ассемблируют для 8080, Z80 и 6502, так что другой ассемблер для 6502 теряет всякий смысл.

Вставлю несколько заметок о своём о опыте написания ассемблеров. Это может помочь кому-то заинтересоваться темой и написать свой ассемблер.

Ассемблер МИКРОН написан грамотно, буду очень уважать того, кто сейчас сможет написать аналогичный ассемблер и уложится в размер менее 2 кб. Ассемблеру МИКРОН не хватало макросредств (и раздражало, что он не допускает пустые строки). Хотелось поиметь ассемблер допускающий многофайловость (использующий DOS для RAM-диска на РУ7) и макро.

Макро ассемблер ASSMAK для Специалиста, что попал в руки в конце 80-тых оказался дохлым. А макро ассемблер МИКРОШИ попал ко мне только в 1994 на дискетах Лианозово. Потому в самом конце 80-тых начал писать свой ассемблер для Специалиста.

Оказалось, что написать примитивный ассемблер совсем просто, уже на 3-тий день что-то компилировало (без вычисления выражений и меток вперёд). Задача ставилась разработать полный аналог МИКРОНА и это получилось. Но получившийся ассемблер имел размер в 1.5 раза больший, чем МИКРОН. Это потому, что использовал лобовой алгоритм (только 64 кода MOV-ов синтезировались побитово, а всё остальное было табличным).

За последующие годы доработал этот ассемблер до макро. Получилось 5000 строк. Код получился неоптимальным и сложным в отладке. Я писал программы и намного большего объёма, но макроассемблер стал самой сложной программой. Писалось много лет, но собственно трудоёмкость ~3 месяца. На ЯВУ это можно написать намного быстрее.

Нашёл описание алгоритма и документацию версии для РК86. Это лишь моё личное мнение, но считаю, что любой ассемблер, который слабее описанного, для серьёзного программиста - просто бесполезный хлам.
Quote:
АЛГОРИТМ АССЕМБЛЕРА

- В проходе 1:

просматриваем программу и обрабатываем ORG, EQU, END и
заносим в таблицу все встреченные метки (если их имена
не операторы), причем во всех адресных метках таблицы меток
устанавливается старший бит в первом символе. Это признак,
что метка ещё не приняла значение. Если после 1-го прохода
нет END_FLG - выход.
Если встретился второй ORG - также выход.
Если встретится вторая метка с тем же именем (что может
быть в операторе SET), то корректируется сам исходный
текст - устанавливается старший бит в первом байте метки.
Метки полученные от EQU не имеют установленного старшего
бита в первом символе. Это флаг, в метках полученных от
EQU, от SET устанавливается старший бит во втором
символе. Это признак того, что это метка от EQU. В первом
проходе в таблицу меток заносятся все метки, в том числе и
метки от строк с оператором MACRO. Метки от оператора SET
на 1 проходе обрабатываются как адресные.


- В проходе 2:

просматриваем программу с ведением счётчика ассемблирования.
И каждую встреченную незаполненную метку (в том числе и метки
от SET и EQU) заполняем числом из счётчика ассемблирования,
причём старший бит в первом символе имени метки не сбрасываем.
В этом проходе ведётся счётчик ассемблирования (длины команд
выдает п/п-мма GETSIZ). В этом проходе заполняются значениями
метки образованные оператором SET, причем в метках SET
старший бит первого байта всегда установлен (отчего он может
получать новое значение). Если встречается слово MACRO
(т.е начало макроопределения), то делается следующее:
- проверяется, что строка имеет метку
- эта метка ищется в таблице меток
- эта метка удаляется из таблицы меток
- эта метка заносится в таблицу МАКРО
- 6,7 байтом туда заносится адрес следующей строки текста
- выставляется флаг MAC_FL, что мы в МАКРО-определении
(тогда все следующие строки до ENDM не генерят кода)

- В проходе 3:

Просматриваем программу и генерируем код в CODE BUFFER.
Каждую встреченную метку, если она не имеет установленного
старшего бита во втором символе (т.е метка EQU), проверяем
на соответствие счётчику ассемблера и если не совпадают, то
генерится ошибка. Во всех правильных метках сбрасывается
старший бит в первом символе. Также сбрасывается старший бит
во втором символе. Метки, где остался установленным старший
бит в первом символе - имеют несоответствие адреса во 2 и 3
проходах. Если встречается имя из таблицы МАКРО, то
- в (MACRET) заносится (NXTLIN)
- в (NXTLIN) заносится 6,7 байты из таблицы МАКРО
- выставляется флаг что в генерации МАКРО: XMA_FL=255

 Описание макро-ассемблера
МАКРОАССЕМБЛЕР SCREEN

Макро-ассемблер SCREEN не является модификацией МИКРОНА, а написан с нуля. Его код довольно неоптимальный. Это объясняется тем, что ассемблер дорабатывался постепенно, без заранее определенного плана и после больших перерывов. Ассемблер изначально разрабатывался для ДОС на базе эл.диска и должен был быть аналогом МИКРОНА. В такой версии ассемблер имел размер 3 Кб; при этом в нем, как в МИКРОНЕ, были лишь простейшие вычисления выражений для операндов. Введение контроля на несоответствие меток мнемоникам и операторам, введение арифметических и битовых операций вычисления выражений, условной компилляции, блоков повтора и макро-команд увеличили объем кода до 8 Кб. Из-за желания совместить мнемонику операторов для выражений с M80, пришлось отказаться от использования точки (.) для идентификации псевдооператоров (что упростило бы код). С учетом размера бездисководную версию ассемблера целесообразно использовать отдельно от редактора или следует использовать версию редактора с ассемблером работающую в "верхнем" ОЗУ, т.е выше 8400.

Макро-ассемблер близок по мнемоникам операторов и возможностям к M80, однако в данной бездисковой версии есть отличия и ограничения, вызванные экономией ОЗУ. В частности, отсутствует вложенность макро-блоков, ограничено число макро-команд (и их параметров), есть отличия по именам формальных параметров и меток в макро-командах (формальные параметры идентифицируются по '&', а метки макро-команд по '#'). Формат исходного текста такой же как в редакторе МИКРОН, то есть с межстрочным разделителем 0DH. Т.о исходный текст не должен содержать кода 0AH. В тексте допустим также символ табуляции. Другие коды меньше 20H недопустимы. Коды выше 0A0H не приводят к ошибке, но для совместимости с РК86 старший бит сбрасывается. Признак конца текста - 0FFH.

Ассемблер использует идентификацию меток и операторов по отступу от начала строки, а не по наличию или отстутствию двоеточия. Кстати, из двух десятков известных ассемблеров, только M80 требует наличия двоеточия у адресной метки (что позволяет метке при M80 стоять даже не в первой позиции строки). В остальных ассемблерах метки идентифицируются позиционно и двоеточие не используется. В них метка всегда стоит в первой позиции строки (т.е в самом начале). Если перед меткой поставить пробел, то она будет считаться командой КР580, макро-командой или оператором ассемблера. Команде КР580 всегда должен предшествовать пробел (или хотя-бы двоеточие в конце метки). В виде исключения некоторые операторы ассемблера могут стоять в первой позиции строки и ассемблер их отличит от меток. Это сделано ради удобства, совместимости и удобства форматирования текста для лучшей наглядности. Двоеточие в конце адресной метки не требуется (но и не вредит). В данном ассемблере для совместимости с M80 метка все же может стоять не в начале строки, а точнее ей может предшествовать пробел (или ТАБ). Но в этом случае в конце метки обязательно наличие двоеточия. Также не требуется двоеточие в метке для EQU и SET (но и не вредит). Но двоеточие в определении макро-команды недопустимо. Метка начинается с буквы и значимыми в ней являются только 6 символов. В именах меток (и именах макро-команд) разрешены только латинские буквы, цифры 0-9, точка '.', символы '@' и '?' и символ подчеркивания. Локальные метки макро-команд начинаются с символа '#' (а вне макрокоманд такие метки недопустимы). Имя метки не может быть равно мнемонике команды КР580, макро-команде, оператору ассемблера или оператору операций. Константы заданные EQU и переменные заданные SET также помещаются в таблицу меток. Переопределение констант от EQU недопустимо, но оператор SET может менять значение метки многократно.

Следует учитывать, что каждая метка занимает в таблице меток 8 байт. Традиционно символ '$' означает текущее значение счетчика ассемблирования и его использование для адресации экономит память. При этом приходится вручную рассчитывать смещения, что чревато ошибками. Поэтому (в отличие от других ассемблеров) для удобства программиста и экономии места в таблице меток введена одна локальная метка с именем '??'. Эта метка может встречаться в тексте любое число раз. Значение метки '??' формируется только в последнем проходе из-за чего на эту метку нельзя ссылаться вперед. Т.е эта метка должна стоять в тексте перед обращением к ней. Значение этой метки меняется каждый раз когда она встречается в тексте.

Текст программы обязательно должен заканчиваться оператором END. После него текст игнорируется. Оператор ORG в программе может быть только один и в самом начале текста.

Числа в выражениях могут быть десятичные, шестнадцатеричные (на конце цифры - буква H), восьмиричные (на конце цифры - буква O) и двоичные (на конце цифры - буква B). Операнды могут быть заданы как числами, так и выражениями с метками и арифметическими и логическими операторами. Выражения состоят из чисел, операторов и меток, которые для изменения порядка вычисления могут разделяться скобками (). Вложенность скобок не допускается. Следует учитывать, что приоритеты операторов не соответствуют принятому в ассемблере M80 (приоритеты операторов в разных ассемблерах отличаются). Кроме этого не реализован оператор "унарный минус" после другого оператора. Это не существенно, т.к конструкцию вида 'X * -Y' можно задать с помощью скобок: X*(-Y) или же написать: -Y * X. Если есть сомнения в приоритетах операций лучше использовать скобки.

УСЛОВНАЯ КОМПИЛЛЯЦИЯ

Макро-ассемблер поддерживает условную компилляцию:

IF...ENDIF
IFE...ENDIF
IF..ELSE..ENDIF
IFE..ELSE..ENDIF,

но не допускается их вложенность.

Блок IF выполняется если выражение не равно 0.
Блок IFE выполняется если выражение равно 0.

Операторы IF, IFE, ELSE, REPT, ENDM, ENDIF, EXITM, WHILE, ENDW и псевдокоманды (.LIST, .XLIST...) в виде исключения из правила могут стоять в первой позиции строки. Это сделано для удобства программиста. Вложенность IF не допускается, однако IF может стоять внутри макрокоманды и макрокоманда может стоять внутри IF. В отличие от некоторых ассемблеров, оператор EXITM не действует на условные операторы (он только для МАКРО-команд и блоков повтора).

Условная компилляция позволяет из одного исходного текста генерировать программы с разными параметрами. Например, в процессе разработки в исходник могут вставляться отладочные процедуры, которые будут отключены после отладки. С помощью условной компилляции из одного исходного текста можно генерировать программы для двух компьютеров (отличающихся адресами п/п-рамм ROM-BIOS, адресами В/У, сист.ячеек и RAMTOP), лишь заменив один символ в тексте.


БЛОКИ ПОВТОРОВ

Из МАКРО-блоков для автоповторов есть только блоки REPT..ENDM и WHILE..ENDW. Блоки повторов IRPR и IRPC не реализованы (кому они нужны ?). Вложенность REPT или WHILE не допускается. Не допускается также использование внутри REPT или WHILE макро-команд. Блок REPT выполняется число раз, равное приведенному выражению (0...65535). Блок WHILE повторяется до тех пор, пока выражение не равно 0. Для управления внутри блоков повтора могут применяться операторы SET и EXITM. Оператор EXITM прерывает блок автоповтора независимо от условий цикла. Заметим, что блока WHILE нет в M80 (он есть в других макро-ассемблерах). Обратите внимание, что блок WHILE заканчивается оператором ENDW (а не ENDM).

Например:

Code:
     WHILE ($ AND 0FFH) NE 0
       DB 0
     ENDW

вызовет заполнение ОЗУ байтами 00 от текущего адреса (если он не кратен 100H) до адреса кратного 100H.

МАКРО-КОМАНДЫ

Макро-команды позволяют многократно вставлять в исходный текст заранее заданную последовательность команд, причем для каждой такой вставки могут использоваться разные параметры. Перед использованием макро-команды ее необходимо определить (т.е описать между ключевых слов MACRO и ENDM). Само макро-определение не генерирует объектного кода. Имя макро-команды, после его определения, становится как бы новым оператором, приводящим к генерации кодов от описанной в макро-определении последовательности ассемблерных команд. Процесс обработки макро-команды называется макро-генерацией. Макро-команды не сокращают размер объектного кода, но позволяют сократить текст программы, что важно при нехватке ОЗУ, и делают текст более наглядным. После оператора EXITM все последующие строки макрокоманды до оператора ENDM игнорируются.

Определение макро-команды имеет вид:

Code:
MNAME MACRO [&oper1][,&oper2][,&oper3]
     .....
     ENDM

где MNAME - имя макро-команды, любое допустимое имя ассемблера (т.е допустимые символы те же, что используются для имен адресных меток). Имя макрокоманды MNAME обязательно должно находиться в первой позиции строки. Имя макро-команды не может быть равным имени используемой в программе адресной метки (или константы). Длина имени макро-команды не может превыщать 6 символов и формируется по тем же правилам, что имена меток.

............ - любое число строк ассемблера (метки начинаются с символа '#')
&operX - необязательные формальные параметры макрокоманды.

Передаваемые в макрокоманду параметры необязательны, но если они есть, то этих параметров не должно быть больше трех. Имена параметров, описанные в определении макро-команды называются формальными параметрами и они должны всегда начинаться с символа '&'. Формальный параметр не может быть числом, выражением или именем метки - это лишь имя, причем общая длина имени формального параметра (считая и &) не должна превышать 6 символов. Имена формальных параметров сами не принимают значения, а служат лишь для указания позиции фактических параметров в строках макрокоманды (поэтому можно использовать любые символы после &; например &1,&2,&3, но имена удобнее). В макро-команде после указания имени макро-команды приводятся фактические параметры, которые и подставляются вместо формальных параметров в тех строках из макро-определения, где они встречаются. Пример:

Code:
MC1  MACRO &SOURC,&TARG
     PUSH H
     LXI  H,&SOURC
     MOV  A,M
     LXI  H,&TARG
     MOV  M,A
     POP H
     ENDM
....
Тогда макро-команда

     MC1 4000H,5000H

произведет в объектом коде следующий фрагмент:

     PUSH H
     LXI  H,4000H
     MOV  A,M
     LXI  H,5000H
     MOV  M,A
     POP H

Если в макро-команде есть адресные метки, то все они должны состоять из двух символов - символа '#' и цифры. Обычные имена меток в определении макрокоманд недопустимы. Это необходимо, чтобы не было двойного определения меток при макро-генерации. Метки внутри макро-определения называются локальными. Локальная метка может использоваться только как адрес перехода или как целый операнд, но не может использоваться при вычислении выражений. Т.е нельзя указывать 'JMP #1+3', а можно только 'JMP #1'. При каждой макрогенерации метки из макро-команды получают уникальное имя вида: 'L0XXN', где XX порядковый номер макрогенерации, а N - цифра из метки. Таким образом максимальное число макрогенераций макрокоманды с меткой ограничено в 256. Вложенность макро-команд не допускается. Также не допустимы внутри макро-команд блоки автоповтора REPT и WHILE. Макро-команды приравниваются к командам ассемблера и не могут поэтому стоять в первой позиции строки.

В некоторых случаях желательно чтобы одна и та же макрокоманды вырабатывала разный код в зависимости от передаваемых параметров. Для этого макро-ассемблер должен иметь средства проверки параметров макрокоманды или средства их модификации (проверки наличия, конкатенации, литеральной подстановки, замены значением). В литературе это называется специальные макросредства и они есть только в самых развитых макроассемблерах, хотя на практике используются редко. В данном ассемблере из этого реализована только передача числа параметров в макровызове. Для этого используется переменная '@'. Эта переменная всегда равна числу параметров в последнем макровызове. Благодаря этому можно иметь одну макрокоманду, вызывая ее с разным числом параметров. В макрокоманде проверяется текущее значение '@' и с помощью операторов условий включается соответствующий фрагмент. Таким образом в зависимости от числа параметров при вызове макрокоманды будет генерироваться соответствующий код. Макрокоманды в листинге выделяются добавлением точки '.' перед их именем.

БУЛЕВСКИЕ ОПРЕРАТОРЫ

Они служат для сравнения операндов и применяются в операторах условий.

TRUE - 0FFFFH (-1)
FALSE - 0

EQ - эквивалентно
NE - не эквивалентно
LT - меньше
LE - меньше или равно
GT - больше
GE - больше или равно

У булевских операторов сравнения нет приоритетов (поэтому для сложных выражений следует употреблять скобки).

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ И ДВОИЧНЫЕ ОПЕРАТОРЫ

+ - * / - арифметические операции
A SHL N - двоичный сдвиг операнда A влево на N битов (N=0..16)
A SHR N - двоичный сдвиг операнда A вправо на N битов (N=0..16)
A MOD N - взятие A по модулю N (остаток деления)
A AND B - побитовое AND
A OR B - побитовое OR
A XOR B - побитовое XOR
NOT A - инверсия битов
HIGH A - старший байт
LOW A - младший байт

где A,B,N - это выражения или числа.

Все двоичные и булевские операторы должны отделяться от операнда хотя бы одним пробелом. Но для арифметических операторов + - * / это не требуется.

ПСЕВДОКОМАНДЫ АССЕМБЛЕРА

Они могут стоять в первой позиции строки, но точка перед ними обязательна.

Псевдокоманда .XLIST подавляет вывод листинга.
Псевдокоманда .LIST включает вывод листинга.
Псевдокоманда .PRINTX выводит строку текста на экран в ходе трансляции.
Псевдокоманда .STOP останавливает трансляцию.

Псевдокоманды .XLIST и .LIST временно переключают режим ассемблирования, задаваемый нажатием цифровых клавиш 1,2,3.

Для вывода сообщений в ходе трансляции может применяться псевдооператор '.PRINTX'. Выводимый текст приводится сразу за оператором 'PRINTX'. Разделители (типа кавычек) не требуются. Выводится весь текст до конца строки. Если в строке встречен символ "открывающая скобка" [(], это означает что далее следует арифметическое выражение ассемблера, которое вычисляется и затем выводится как HEX-число. Выражение, естественно, должно заканчиваться закрывающей скобкой. В выражении могут участвовать числа, метки и операторы для выражений.

Например:

Code:
if $ GE 2000H
     .PRINTX OVERFLOW ON ($-2000H) BYTES !
endif

ФОРМАТ ЛИСТИНГА

Формат листинга соответствует общепринятому:

ПОЛЕ ОШИБОК, ПОЛЕ АДРЕСОВ, ПОЛЕ КОДОВ, ПОЛЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

Строка входящая в блок условий, в блок повтора или полученная при макро-генерации помечается символом '+'. Если в колонке адресов приведен не адрес счетчика адресов, а непосредственный операнд (для SET или EQU), - это отмечается символом '#'. В отличие от ассемблера МИКРОН ширина строки листинга, чтобы не было переносов при выводе, обрезается по ширине экрана (т.е по 64-тому символу). Таким образом, чтобы комментарии печатались в листинге целиком они не должны в исходнике заходить за 44 колонку (т.к в листинге поле исходного текста начинается с 20-той колонки). В отличие от M80, строки текста макро-определений и те строки в условных блоках, что не генерируют кода не включаются в листинг. Участки программы входящие в условных блок, для которого условие равно FALSE в листинг не включаются.

КОДЫ ОШИБОК

Вследствие первоначальной совместимости с ассемблером МИКРОН, битовые коды ошибок такие-же как в МИКРОНЕ (общий код ошибки получается объединением кодов отдельных ошибок по OR). Но для макро-команд, условной компилляции и макро-блоков введены дополнительные (буквенные) коды ошибок.

01H - двойное определение адресной метки или EQU
02H - метка не найдена
04H - неверна мнемоника КР580
08H - неверно определен операнд команды КР580
10H - недопустимый символ в имени метки
20H - недопустимый символ в строке ASCII
40H - неверное имя метки (совпадает с мнемоникой КР580 или оператором)
80H - ошибка в выражении EQU, а также 'DIVIDE 0 ERROR'

M - ошибка в определении макро-команды (недопустимая вложенность, нет &)
Q - превышено максимальное число макро-команд
I - ошибка в строке условий (напр, недопустимая вложенность)
T - неверное выражение для IF

УПРАВЛЕНИЕ МАКРО-АССЕМБЛЕРОМ

Команды для старта ассемблирования - те же самые, что и в ассемблере МИКРОН - клавиши 1,2 или 3. Вывод листинга можно временно остановить нажатием на любую клавишу (кроме ESC) и далее клавиша <ВК> выводит одну очередную строку, а любая другая клавиша продолжает вывод. Если трансляция зависла (из-за задания бесконечного цикла повтора), то прервать трансляцию можно клавишей ESC. Нажатие на ESC (или СТР) приводит к возврату в текстовый редактор (если при этом редактора нет в ОЗУ произойдет улет программы). Псевдокоманды .XLIST и .LIST временно переключают режим ассемблирования, задаваемый нажатием цифровых клавиш 1,2,3. Это удобно для вывода нужного фрагмента листинга трансляции.
Code:
                =============  КОНЕЦ ТЕКСТА  ============

А вот описание макро-ассемблера от РК86 (адаптированнного от МИКРОШИ), разработанного профессиональными программистами ЛЭМЗ (Лианозово). Точнее это не описание, а составленный мной для себя краткий дайджест из документации по этому макро-ассемблеру (полное описание слишком большое, т.к написано для чайников). Я пользовался этим макро-ассемблером. Он тоже удовлетворяет почти всем требованиям, хотя и не имеет специальных макросредств (что позволяет делать на макро-ассемблере хитрые трюки).
Code:
                МАКРО-АССЕМБЛЕР ОТ РК-86
                ========================
       
  Команды ассемблера: 1, 2, 3 или G. По нажатию 'G' делается JMP на
  начало буфера кодов (адрес ORG должен быть равен буферу кодов)

Этот МАКРО-ассемблер требует:

- Главное - в исходном тексте не должно быть табуляций !!!

- Метки в макро должны быть не длиннее 4 символов
  и должны кончаться обратным слэшем '\'. При трансляции
  слэш заменяется на номер макрогенерации.
 
- Есть локальные метки. Они действуют только до следующей
  локальной метки. Локальные метки начинаются с '?' и состоят
  из одной буквы.
  Пример:

?C:     DCR B
        JNZ ?C
       
- Длина глобальных меток не ограничена в 6 символов, а может
  быть до 16 символов.
 
- Адреса параметров в макрокомандах должны начиналься с '@'.

- Все метки (в т.числе и в строке с SET) и имена макрокоманд в
  их определении должны заканчиваться двоеточием
 
- Метки всегда должны начинаться в самом начале строки

- Есть блоки повторов REPT...ENDM, WHILE...ENDW (не WEND !),
  макрокоманды MACRO...ENDM и условная компилляция (IF...ENDIF).
  Но оператора ELSE - нет. Допускается вложенность условий и
  циклов до 8.

- допустимо указывать имена двойных регистров полностью
  (т.е правильно и LXI H,0 и также LXI HL,0)
 
- Плохо обрабатываются ошибки, если встречается ошибка в МАКРО,
  то далее много правильных строк также отмечаются ошибкой

- Допускает числа HEX (суффикс H), BIN (суффикс B) и OCT
  (суффикс Q !) и символьные строки (1 или 2 символа) как числа.

- Для вычисления выражений используются операторы:
  * / + - (арифметика), > (больше), < (меньше), = (равно)
  # (не равно), & (поразрядное И), ! (поразрядное ИЛИ),
  % (поразрядное ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ).
  Также допустимо использовать скобки до любой вложенности.
  Арифметические операции имеют наивысший приоритет,
  а битовые операции - наименьший приоритет.
   
Коды ошибок:

U - undefined label
O - недопустимы операнд
C - несуществующая команда
L - недопустимая метка
D - двойное задание метки
S - лишний символ в поле операндов
T - неверный синтаксис в выражении
M - ошибка в макроопределении или макровызове
I - ошибка в условном операторе
W - ошибка в операторе цикла
E - превышение длины команды или метки
P - ошибка в макропараметре

ДАЛЕЕ ПРИМЕРЫ.

; ----------------------------------------------

CALLIF  MACRO   @FLAG,@ADR
        LDA     FLAG
        ORA     A
        JZ      LL\
        CALL    ADR
LL\:
        ENDM
...
        CALLIF  FLG1,WORK
               
; ----------------------------------------------

LOOP:   MACRO   @ADR
        DCX     B
        MOV     A,B
        ORA     C
        JNZ     @ADR
        ENDM
...
       
PAUSE:  LXI     HL,2000H
LOO:    LOOP    LOO
                       
; ----------------------------------------------

WWW:    SET     0

        WHILE   WWW # 20
WWW:    SET     WWW+1
        DB      WWW
        ENDW

; ----------------------------------------------

        IF      ORION
COUT:   EQU     0F809H
        ENDIF

        IF      ORION = 0       
COUT:   EQU     0C337H
        ENDIF

; ----------------------------------------------

- - - Дробавлено - - -

Вот ещё одна тема для творчества на ниве ассемблеров. Для отечественных бытовых ЭВМ такого не было, но для некоторых западных ЭВМ были системы программирования на ассемблере. Они также как пакет МИКРОН представляли полную среду для разработки и содержали текстов редактор. Но принципы редактора и метод хранения исходников были другие.

Использовалась идея бейсика, - вводимая строка ассемблера сразу проверялась на соответствие синтаксису и сразу транслировалась в некий байт-код, что резко сокращает объём хранения. Видимо большинство команд сразу ассемблируется, отчего исходник занимает в разы меньше места, чем символьный текст. Для 6502 и 6800 такое сжатие исходника особенно удобно, т.к имеется много неиспользованных под команды кодов (из 256 возможных, это только в 8080 почти все байты заняты под команды).

Для лишённых дисковода ЭВМ такой трюк при том же объёме ОЗУ позволяет создавать и транслировать программы размером в несколько раз больше, чем 2 кб, что можно странслировать МИКРОН-ом.


04 Oct 2018 17:35
Profile
Novelist

Joined: 31 May 2007 08:23
Posts: 36
Location: Украина
Reply with quote
В моих соображениях вырисовывается некая программа для PC,
Которая принимает на вход формулу типа (4+a)*b-(c|d-a+b)&c-1,
и выводит листинг ассемблера для 8-битного микропроцессора.такая программа(что в листинге) читает с ОЗУ abcd и рассчитывает по формуле (той самой)


06 Oct 2018 07:37
Profile
Doomed
User avatar

Joined: 19 Feb 2017 03:46
Posts: 584
Location: Санкт-Петербург, Россия, третья планета от Солнца, галактика Млечный Путь
Reply with quote
Post 
Замечу, что на PC используя его неограниченное ОЗУ, скорость и нструментарий написать ассемблер намного проще, чем чисто из спортивного интереса написать что-то реально работающее на рэтро ЭВМ с маленьким ОЗУ.

Не понял о какой "некой программе на PC", которая на входе принимает текстовую строку и что-то выдаёт на выход, идёт речь. Тема ведь целый ассемблер. Программа вычисления выражений конечно должна входить в ассемблер. Я много раз писал упрощённый вариант такой процедуры (она же требуется и в бейсике).

Написать на ассемблере программу анализа простых выражений (т.е выражений без скобок и тем более без вложения скобок) легко. Вычислитель со скобками, но без их вложений, я тоже когда-то на ассемблере написал (очень неоптимально, потому и без вложений).

Но не вычислитель выражений самое сложное в ассемблерах. А макро генерация со всеми теми возможностями, что даёт М80 (кстати некоторых макро-возможностей М80 нет даже в ассемблерах 80x86, что затрудняет конверсию исходников).

Похоже, что грамотный анализатор выражений делается через стек (и может быть даже удобнее его делать на форте). А вообще алгоритм, даже при написании программы для 8-ми разрядки, выгодно отрабатывать на ЯВУ.

При программировании на ассемблере алгоритм виден с трудом, особенно, если разрабатывать программу без чёткого заранее составленного плана, а постепенно улучшать имеющийся код, что приводит к запутанности.

А на ЯВУ алгоритм более нагляден и его отладка намного проще. Отработав алгоритм можно переписать процедуру на ассемблер и это уменьшит вероятность того, что придётся терять уйму времени на отладку (что часто происходит при реализации сложных процедур на ассемблере).

ЯВУ, для разработки достаточно сложных по алгоритму программ намного выгоднее. Увы, у ЯВУ на 8-ми разрядке есть недостатки, что этому препятствуют, но это не мешает использовать ЯВУ как вспомогательное средство.


06 Oct 2018 08:43
Profile
Admin
User avatar

Joined: 08 Jan 2003 23:22
Posts: 22412
Location: Silicon Valley
Reply with quote
zooleek wrote:
В моих соображениях вырисовывается некая программа для PC,
Которая принимает на вход формулу типа (4+a)*b-(c|d-a+b)&c-1,
и выводит листинг ассемблера для 8-битного микропроцессора.такая программа(что в листинге) читает с ОЗУ abcd и рассчитывает по формуле (той самой)

Эта "некая программа для PC" называется кросс-компилятор Си :mrgreen:

_________________
:dj: https://mastodon.social/@Shaos


06 Oct 2018 18:00
Profile WWW
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Lavr wrote:
Shaos wrote:
А ассемблер это вроде транслятор - не?...

Да, транслятор. Но трансляторы бывают компилирующего и интерпретирующего типов.

Раз уж картинку я сюда запостил, пусть будет здесь, чтобы была ясность, кто из них - кто.
Attachment:
compill.gif
compill.gif [ 12.88 KiB | Viewed 11196 times ]

Не все, оказывается, у нас эту градацию четко понимают...

_________________
iLavr


06 Oct 2018 19:12
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Lavr wrote:
Я ассемблеры и сам писал, и не только на Бейсике. Самый ближайший пример есть здесь:
http://www.nedopc.org/forum/viewtopic.php?f=67&t=9310, хотя это ассемблер
для самодельной системы команд, похожей на i8080, но все черты нормального ассемблера есть.

... вскоре я один ассемблерчик писать буду.
Ассемблерчик мне понадобился для моего 4-битного DIY-процессора: 4-bit Processor.
Я не занимался им с момента последней публикации, но сейчас созрел доработать проект и рискнуть
запихнуть его в CPLD, как я и планировал.

Но под CPLD проект надо доработать, что я сейчас и делаю, и протестировать хорошо систему команд,
одну ошибку уже нашел в операторе SFA.
В связи с этим приходится писать много тестовых программок, и сейчас я это делал в редакторе:
Attachment:
asm5.gif
asm5.gif [ 31.52 KiB | Viewed 11107 times ]

Потом вручную ставил соответствие КОП по таблице кодов
........Image

И через WinHex это всё "компилировал" вручную в .bin-файл. :wink:
Процесс весьма муторный, поэтому ассемблер должен мне всё ускорить.

Я использовал собственные исходники, написаные еще в 2010 году, причем весьма неплохо!
Я еще тогда заложил в них некоторую универсальность, чтобы можно было сменить оперативно
систему команд - выяснил сейчас, что это получилось вполне приемлемо.

Основной функционал у меня уже сейчас практически заработал:
Attachment:
asm4.gif
asm4.gif [ 15.61 KiB | Viewed 11107 times ]

Некоторые трудности были с тем, что исходный вариант был под работу с байтами, а здесь пришлось
работать с нибблами: команда и операнд - в одном байте.

Ну и я решил в этот раз совместить приятное с полезным и допилить в этот вариант корректную
работу с длинной строкой аргумента, содержащей скобки и математические операции.

Для 4-bit CPU в этом особой необходимости нет, но хочу сделать хороший программный шаблон
для компилятора ассемблера, как есть у Shaos-а.
Он оперативно адаптирует свои исходники ассемблера к разным системам комманд различных CPU,
хотя изначально он его вроде как под i8080 писал.

_________________
iLavr


07 Oct 2018 23:07
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Lavr wrote:
Некоторые трудности были с тем, что исходный вариант был под работу с байтами, а здесь пришлось
работать с нибблами: команда и операнд - в одном байте.
В исходнике хорошо были сделаны обработчики DB (Define Byte) и DW (Define Word), поэтому
решил их оставить, как есть.
По предшествующему опыту они очень удобны если есть необходимость оперативно компилировать
некий новый оператор, которого нет в наборе команд.
Я предполагаю, что должны появиться аналоги EI и DI, которых сейчас нет в наборе команд.
Ну и просто наборы символов удобно вставить в код.

Для 4-битного процессора сейчас реализую 4-битный аналог DB - DN (Define Nibble).
По структуре это должен быть полный аналог DB, типа:
Code:
   DN  1CH,'Press any key',0DH,0AH

Всё отличие будет в компиляции.

Байты, определенные через DN, компилятор будет превращать в набор инструкций RETA Nibble.
Поскольку архитектура 4-bit CPU гарвардская, то массив байт в памяти программ хранится как в PIC.
То есть, в виде инструкций возврата с занесением операнда в регистр APIC - это RETLW).

_________________
iLavr


08 Oct 2018 22:51
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Lavr wrote:
И, может быть, как-нибуть найду у себя архив, как 2 немца написали операционную систему
на GW-BASIC.
Это, правда, будет боян от 2010 года, ... :wink:

Обещанного 3 года ждут, но это нехорошо по отношению к посетителям... :-?

Я покопался в своих архивах, и, вроде как, нашел то, о чем шла речь:
К архиву был текстовый файл с преамбулой:
Quote:
Вы когда-нибудь видели компилятор, написанный на GW-Basic'е? Нет? Воображение не включается? Ну так посмотрите - это же ночной кошмар сишного программера!.. Входной язык компилятора почти полностью совместим с GW-Basic'ом. Что интересно, компилятор компилирует сам себя. В архиве также исходники небольшой IDE (тоже на Бэйсике).

Похоже, это как раз тот компилятор, на котором и была написана ОС. Вот только кодов ОС в моём архиве нет. :osad:
Attachment:
Sbasic20.zip [59.75 KiB]
Downloaded 388 times

Я, честно говоря, и не разбирался в тех кодах - просто сохранил в архив, как интересный артефакт.

_________________
iLavr


08 Oct 2018 23:28
Profile
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 08:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Lavr wrote:
Для 4-битного процессора сейчас реализую 4-битный аналог DB - DN (Define Nibble).
Code:
   DN  1CH,'Press any key',0DH,0AH

Байты, определенные через DN, компилятор будет превращать в набор инструкций RETA Nibble.
Поскольку архитектура 4-bit CPU гарвардская, то массив байт в памяти программ хранится как в PIC.
То есть, в виде инструкций возврата с занесением операнда в регистр APIC - это RETLW).

Это заработало...
Attachment:
4bASM.gif
4bASM.gif [ 11.92 KiB | Viewed 10977 times ]

Байты упаковываются по нибблам в виде RETA Nibble - сначала младший ниббл, потом - старший,
так удобно выдавать по интерфейсу SPI, и с 4-битными LCD работать тоже удобно.

Осталась арифметика со скобками в операнде. Она там в принципе есть, хотя совсем короткая.
В общем-то, мне трудно представить, что делать даже с 4-мя аргументами в строке операнда...
Чаще всего на практике я использую арифметику с меткой.

К примеру:
Code:
MET:
   CPI 41H
   ...
   MVI A,42H
   STA MET+1
   JMP MET
Если самомодифицирующийся код.

Деление в строке аргумента удобно при работе с таймером, но тоже не требует 4-х аргументов.
Но чисто из интересу арифметику со скобками в строке операнда допишу...

_________________
iLavr


10 Oct 2018 12:16
Profile
Display posts from previous:  Sort by  
Reply to topic   [ 26 posts ]  Go to page 1, 2  Next

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 27 guests


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot post attachments in this forum

Search for:
Jump to:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.