.
Собственно Электроника КР-04 с большой натяжкой может относиться к РК-подобным. Всё что его роднит с РК86, это общность стандартных входов в ПЗУ и использование БИС ВГ75, хотя неоспорима производность от РК86 самой мысли о применении ВГ75 в компьютере. Но т.к заводить новый раздел для машины у которой нет программ (и даже владельцев) бессмысленно, и раз тема об Электронике КР-03 в этом разделе, то и место темы о КР-04 тут же.
Про компьютер Электроника КР-04 в Интернете
мало информации, даже Владимир Трушкин
не упоминает в своём обзоре этот компьютер. Модель была довольно редкая и сейчас таких машин остались единицы. Популярности не способствовало также практически полное отсутствие программ для этого компьютера, хотя потенциал у машины был огромный. К сожалению, и эмуляторы этого компьютера отсутствуют как класс. Прогрессивные идеи "живут и побеждают" и могут сподвигнуть даже сейчас кого-нибудь из имеющих электро-паяльник на творчество на, уже казалось бы полностью перепаханной, ниве ВГ75 (например, придумать простую добавку в РК86 полноценной графики).
Наличие схем и прошивок Электроники КР-04 позволило разобраться в этой конструкции. В этом уникальном компьютере фонт располагается в основном ОЗУ (потому процессор легко может его менять). Чтобы этого достичь, ОЗУ работает при частоте /RAS /CAS 2.5 МГЦ. КР580 также тактируется клоком 2.5 МГЦ, причём вместо 580 ГФ24 применён формирователь Ф1 и Ф2 на мелкой логике делящий частоту кварца не на 9, а на 8, а вся схема компьютера стала синхронной. Из двух соседних периодов частоты 2.5 МГЦ в одном из этих периодов может обратиться процессор, а во втором читается фонт кода символа заданный на выходе ВГ75. Т.е принцип синхронизации доступов к ОЗУ между CPU КР580 и ВГ75 для доступа к фонту почти как в Специалисте/Орионе.
В данном компьютере реализован гораздо более грамотный и по деталям более экономный способ для воплощения идеи загружаемого фонта, чем другие два способа придуманные для РК86 уже в XXI веке и представленные несколько лет назад на одном популярном форуме посвященном ретро-ЭВМ. Но данная концепция для смены фонта не только проще аппаратно, но и одновремнно с возможностью грузить фонт и использовать компьютер как чисто текстовый, обеспечивает вывод полноценной попиксельной графики.
Принцип использования ВГ75 для вывода полноценной графики основан на том, что для вывода на экран двух текстовых строк по 64 символа, содержащей лишь неповторяющиеся коды, как раз достаточно 128-ми кодов символов, что поддерживает ВГ75. Для реализации идеи оказалось удачно, что ВГ75 обслуживает 4 в произвольном месте располагаемые атрибута. Как известно, из 4-х битов можно сформировать 16 разных кодов (от 0 до 15). Код символа выдаваемый из ВГ75 в каждом знакоместе строки используется как адрес графики текущей линии знакоместа в пределах двух строк. Весь экран состоит из 14 групп по две текстовые строки, где каждая из строк имеет высоту 8 линий растра (что и даёт 14*2*8= 224 линии отображения по вертикали), а 4-х битовым атрибутом каждой группе приписывается 4 адреса (задающее адрес начала в ОЗУ данной группы).
Чтобы коды символов размещённые в текстовом экранном ОЗУ работали в качестве графической развёртки, в это экранное ОЗУ в позиции соответствующие горизонтальным позициям 0...63 в строке заносятся те же числа 0...63 (а в позиции второй строки каждой группы из двух строк заносятся коды 64...127). Благодаря этому фрагмент ОЗУ размером 64*8 будет отображаться в строке в графическом виде в виде матрицы пикселей 480*8 (а вся группа из двух строк отображается участком 480*16).
Сигналы вертикальной развёртки знакоместа LC0...LC2 и 7 битов кода символа (он же является номером знакоместа) формируют 10-ти битовый адрес в ОЗУ графики в пределах группы (т.е двух строк, занимающих 1 кб). А удачно оказавшиеся в наличии в ВГ75 четыре атрибута ВГ75 используются для переключения нач.адресов в ОЗУ групп по 2 строки. Что теоретически позволяет вывести 16 групп, т.е 32 строки (что при высоте знакоряда в 8 линий отображает матрицу пикселей формата 480*256). Причём каждый пиксель может быть индивидуально зажжён или погашен. Таким образом 14-ти разрядный адрес для каждого экранного байта образуется из номера линии в знакоряду (3 бита), кода символа в текстовом экране (7 бит) и 4 битового атрибута, что установлен для каждой строки (ещё 4 бита).
В графическом режиме работают два экрана - один текстовый, который выполняет роль развёртки, и второй чисто графический отображающий в формате 480*224. Объём памяти графического экрана равен 64*2*8*14= 14 336 байт. А текстовый экран в режиме графики работающий как развёртка занимает ~2 кб. Для того, чтобы разворачивался весь экран, состоящий из 14 групп по 2 строки в каждой, в позицию перед началом каждой строки записывается атрибут. Для строк группы 0 этот код из 4-х атрибутов равен 0000, для строк группы 1 - 0001, группы 2 - 0010... и для последней группы N 13 код из битов атрибутов равен 1101.
Таким образом КР-04 это вовсе не текстовый компьютер, а графический. Точнее он как и Корвет содержит и текстовый адаптер и графический (используя при этом деталей в 4 раза меньше, чем Корвет). Текст в формате 64 символа может выдаваться, как в текстовом режиме, так и графикой. А текст в формате 80 символов в строке выдаётся только графикой. Подобная идея использования ВГ75 для вывода графики реализована также в компьютерах
Арго ФВ-6511 и
Юниор ФВ-6506, что наводит на мысль, что и КР-04 разработали в том же киевском НИИ. И вероятно КР-04 является стартовой моделью, т.к Юниор, а уж тем более Арго намного круче. 25 лет спустя ту же концепцию использовал
freddy, чтобы разработать платку текстового адаптера.
ВГ75 в данной концепции работает вместо группы счётчиков и не делает ничего полезного кроме выдачи извращённым способом очередного экранного адреса. Кстати идея формирования видео из двух экр.буферов - из первого буфера читается адрес подлежащего отображению байта из графич.ОЗУ, а затем этот байт читается из графического ОЗУ и отображается, была применена ещё за 5 лет до КР-04 в западных компьютерах. Это позволяет быстро перемещать по экрану спрайты, а также программно эмулировать формат экрана любого граф.компьютера (кстати в Арго ФВ-6511 таким способом эмулируется перекорёженный экран ZX-Spectrum).
Для звуков стоит таймер ВИ53, но звук лишь одноголосный по идеям И.Крыловой (один из каналов задаёт длительность ноты, другой высоту тона). Также в отличие от РК в этом компьютере используются апп.прерывания КР580 - на его вход INT (программно отключаемо) заведён выход одного из каналов таймера делящий входную частоту 15.6 КГЦ, что позволяет иметь период прерываний от 128 мс до часа.
В общем это совсем не РК86, общность только по стандартным входам в ПЗУ и использованию той же связки БИС ВТ57-ВГ75, что доказывает, что и в СССР в конце 80-тых уже были выращены достаточно грамотные инженеры обладающие фантазией.
Это (наряду с Орионом и Корветом) один из компьютеров, где КР580 тактируется максимальным по РТМ клоком в 2.5 МГЦ. Но увы и в этом компе дурацкий ПДП обслуживающий ВГ75 заметно тормозит. Правда это торможение не аж на 27%, как это в РК86, а (благодаря более высокому CLK ВТ57) лишь на 18%. Так что расчётная эффективная скорость должна составлять ~2.04 МГЦ. Т.о по скорости этот комп в ~1.6 раза скоростнее, чем РК86 (так что не так уж важно, что игры от РК86 не совместимы, т.к на увеличенной скорости в них было бы тяжело играть). 2 МГЦ для текстовой машины вполне достаточно, а для графической этого чересчур мало. Однако уникальная концепция позволяет в играх манипулируя не графикой, а развёрткой (т.е байтами в текстовом экране) перемещать и изменять спрайты на экране мгновенно.
Одновременно это второй советский комп, где текстообработка в режиме 64 символов в строке достаточно быстрая (первый, естественно, Корвет, в котором имеется ещё более скоростной текстов адаптер формата 64*16). А вот в режиме 80-ти символов в строке вывод текста тормозной, т.к для вывода символа в экран записывается не один экранный байт, а 8 или 16, причём с маскированием (что также медленно, как в типовой графической машине с небайтовым шрифтом). Также шрифт 8*8 гораздо симпатичнее, чем уродливый шрифт 6*8 применённый в РК86, Орионе и Специалисте.
Этот компьютер, как и все наборы "Электроника КР" продавался якобы в виде набора для сборки. Но на самом деле это вовсе не набор, а полуфабрикат, т.к платы были уже спаяны, настроены и даже смонтированы на раме. Всё, что оставалось сделать любителю это найти подходящий блок питания и изготовить подходящий корпус. В виде настоящих радиолюбительских наборов в США продавались микрокомпьютеры первой волны (Altair-8800/680, IMSAI-8080 и SWTPC-680), в которых в набор входили только голые печ.платы и весь требуемый для сборки набор комплектующих.
Отсутствие корпуса неудобно потребителю, т.к сделать корпус компьютера (тем более со встроенной клавиатурой) в домашних условиях, не имея оборудования для сварки аллюминия или электропечи для отлива из пластмассы под давлением, весьма непросто. На кухонном столе можно сделать только корпус из папье-маше (т.е из клейстера и бумаги). Очевидно эта мысль в итоге дошла до изготовителей, т.к в набор "Электроника КР-03М" (! с буквой М) уже стали включать и корпус. Есть мнение, что эти наборы выпускали под названием "Радиоконструктор" отчасти для того, чтобы у изготовителя был законный способ не давать покупателю гарантии.
Вероятно из-за работы МП-ядра на более высокой (относительно РК86) частоте 2.5 МГЦ, в схеме этого компьютера буквально каждая БИС буферизована. Хотя исходя из схем других подобных компьютеров можно предположить, что схема будет работать даже если исключить часть буферов. Для владельцев РК86 желающих его усовершенствовать схема этого компьютера интересна также тем, что здесь можно посмотреть схему включения контроллера 580 ВК28, хотя ещё не факт, что она годится и для РК86.
PS. Кстати, любопытно, что почти во всех иностранных бытовых компьютерах появившиеся после 1977 года (Apple-I/II по сути из 1976) видео почему-то строили не на низкоинтегральных ИМС TTL-серий, а на
БИС видеоконтроллеров. Увы, в СССР зачем-то клонировали малополезные для бытовых ЭВМ видеоконтроллеры 8275, 6845 и 7220, тогда как наличие отечественного аналога видеоконтроллера 6847 или 9345 позволило бы построить (или сплагиировать) дешёвые, но качественные бытовые компьютеры. В отсутствие этого талантливым советским инженерам, чтобы получить хоть что-то приемлемое пришлось извращаться над убогой БИС ВГ75.