nedoPC.org

Electronics hobbyists community established in 2002
Atom Feed | View unanswered posts | View active topics It is currently 28 Mar 2024 16:54



Reply to topic  [ 77 posts ]  Go to page 1, 2, 3, 4, 5, 6  Next
ОРИОН 
Author Message
Admin
User avatar

Joined: 08 Jan 2003 23:22
Posts: 22412
Location: Silicon Valley
Reply with quote
Поговорим о загадочном и неведомом (мне ; ) компьютере Орион!
Мой эмулятор этого чуда лежит тут http://nedopc.org/nedopc/orion/emul.shtml.

Это фотка платы Орион-ПРО:
Image

Это фотка Ориона с Z80 (спасибо HardWareMan-у):
Image

Только что заметил, что на фотке не хватает некоторых микросхем - выпаял? ;)

_________________
:dj: https://mastodon.social/@Shaos


Last edited by Shaos on 25 Nov 2005 00:55, edited 4 times in total.



25 Nov 2005 00:47
Profile WWW
Admin
User avatar

Joined: 08 Jan 2003 23:22
Posts: 22412
Location: Silicon Valley
Reply with quote
Post 
И вот еще несколько фоток с сайта http://rus-emulators.ru :

Image
Image
Image
Image

Как видно тут тоже Z80 прицеплен

_________________
:dj: https://mastodon.social/@Shaos


25 Nov 2005 00:47
Profile WWW
Banned
User avatar

Joined: 20 Mar 2005 13:41
Posts: 2141
Location: От туда
Reply with quote
Post 
Хихи... Они тоже страдали Z80-манией... Кста, это была статья в Радио: Z80-Card называлась.
Shaos wrote:
Только что заметил, что на фотке не хватает некоторых микросхем - выпаял? ;)

Дык, я и говорил, что умер он не своей смертью....
Я тогда уже на i286 пересел. Жалко было. Кстати, у "Специалист"а был свой трассировщик печатных плат: мы его юзали в 93ем. И платка селектора адресов тоже в нем нарисована.


Last edited by HardWareMan on 05 Jan 2014 03:35, edited 1 time in total.



25 Nov 2005 06:18
Profile
Maniac
User avatar

Joined: 05 Oct 2006 04:45
Posts: 269
Location: Moscow
Reply with quote
Post 
HardWareMan wrote:
Хихи... Они тоже страдали Z80-манией... Кста, это была статья в Радио: Z80-Card называлась.

Это на второй фоте (что умер несвоей смертью)? Там похоже самодельная плата (журнальный вариант?).
Во втором Орионе на последней фотке (где все детали на месте) Z80 включен по лениградской схеме (узнаваема) - единственной нормальной схеме Z80 в Орионе (прерывания, диспетчер по 16к). Журнальный вариант был в этом смысле гораздо менее интересен.
Что интересно, из 4-х существующих сейчас эмуляторов Ориона ни один не эмулирует Z80. А жаль - наиболее интересный софт был именно под лениградский Z80, и его было не меньше, чем под 8080, а уж качество - не сравнить (многое с ZX). Прикольно было бы погонять - софт есть (сохранился), а погонять его не на чем. :(
Еще были Орион-Супер4 ("Ташкентский турбо" : z80 5/10 MHz, ОЗУ 512кб на РУ7, AY8912, КНГМД и ROM-DISK 27512 на одной плате) и Альтаир-192 (лениградский z80 3.5 MHz, 192кб). Оба они уже изначально содержали Z80 по лениградской схеме.
Ташкентский Турбо у меня был в свое время. Паял-с...
А Орион-Про вижу в первый раз (Shaos, откуда дровишки то? :) ). Хотя наслышан был в те времена... :)


05 Oct 2006 05:08
Profile
Admin
User avatar

Joined: 08 Jan 2003 23:22
Posts: 22412
Location: Silicon Valley
Reply with quote
Post 
А вот я тут как раз подумывал на тему а не расширить ли свой эмулятор Ориона до Z80? ;)
Кидай доки как цеплялся Z80 - попробую набросать эмулятор

_________________
:dj: https://mastodon.social/@Shaos


05 Oct 2006 05:16
Profile WWW
Maniac
User avatar

Joined: 05 Oct 2006 04:45
Posts: 269
Location: Moscow
Reply with quote
Post 
Shaos wrote:
А вот я тут как раз подумывал на тему а не расширить ли свой эмулятор Ориона до Z80? ;)
Кидай доки как цеплялся Z80 - попробую набросать эмулятор


Схема есть только на бумаге, бумага во Владимире, а я временно живу в Москве (через 10 дней поеду туда, сделаю фотку со схемы :) ).
А в принципе, от стандартного Ориона будет отличаться наличием Z80 (дополнительными командами), прерываниями 50Гц и 3х дополнительных портов по OUT (не по STA): FB (D0...D4 - номер сегмента 16к из общих 512к в окне 0..3FFF, D5 - выключение ПЗУ и портов F400...F7ff из адрес.простр. - заменой на "потерянное под портами и ПЗУ" ОЗУ, D6 - включение прерываний 50Гц, D7 - выключение диспетчера 16к), FE (D4 - звук аналогично Синклеру), FF (любой бит - триггерный звук как в РК86, команды DI/EI более не приводят к выводу звука, а управляют прерываниями, как и должны).
--
Еще можно было бы почитать в старом тексте, но я не знаю как приаттачить его сюда...


05 Oct 2006 06:31
Profile
Admin
User avatar

Joined: 08 Jan 2003 23:22
Posts: 22412
Location: Silicon Valley
Reply with quote
Post 
Error404 wrote:
Еще можно было бы почитать в старом тексте, но я не знаю как приаттачить его сюда...


Текст большой? Просто скопируй в тело сообщения, окгруглив тегами "code".

_________________
:dj: https://mastodon.social/@Shaos


05 Oct 2006 06:59
Profile WWW
Maniac
User avatar

Joined: 05 Oct 2006 04:45
Posts: 269
Location: Moscow
Reply with quote
Post 
Shaos wrote:
Error404 wrote:
Еще можно было бы почитать в старом тексте, но я не знаю как приаттачить его сюда...


Текст большой? Просто скопируй в тело сообщения, окгруглив тегами "code".


Вот пока что нашлось (трудно искать - архивы в cpm-ном PK3 формате - аналогов нет, а 22nice глючит, да еще в KOI8), там среди стандартных Чистяковских (был такой ленинградский лидер) жалоб на конкурентов (я их выкинул) есть технические описания. Позже еще поищу.
Code:
      В.Чистяков о Z80 на "Орионе-128"
      --------------------------------
.....Оказалось, что при адаптации гораздо удобнее было бы иметь сегментирование по
16К, т.е возможность коммутировать ОЗУ по адресам 0-4000H.  Дело в том, что у
"Синклера" в этих адресах располагается ПЗУ, а из-за архитектуры "Ориона", ОЗУ
экрана (при цвете) всегда присутствует в адресном пространстве.  Поэтому  при
адаптации игр (для того, чтобы экран не мешал размещению собственно программы
"Синклера") на "Орионе" включается экран N4 (0-2FFF), т.е вместо ПЗУ Синклера.
 Итак
весной 1992 г. я установил "минимальный вариант доработки", а именно: требуется
только наличие самого процессора Z80 и прерываний аналогичных  ZX-Spectrum -
50 Герц на вход INT, включаемых битом D6 порта 0FBH. ......      -----------------------

  Далее описывается "стандарт" для доработанного "Ориона-128", которого будут
придерживаться в SP-Computer Club-е при  создании  новых  программ  в 1993 г.
Прошу не думать, что мы навязываем кому-то из пользователей  "свои стандарты" -
мы не авторы "Ориона", не публикуемся в журналах и не имеем  таких прав. Наши
доработки лишь - предложения на ваше рассмотрение: вы можете их отвергнуть или
одобрить: выбор Ваш. При принятии решения учтите, что такая доработка совмести-
ма с "классическим" вариантом "Ориона" (насколько возможно),  а  те несколько
программ, которые работают с ОЗУ командами IN/OUT давно  доработаны  для Z80.
  Основная цель предлагаемых усовершенствований - обеспечить максимально легкую
адаптацию программ от "Синклера", облегчить доступ к ОЗУ и поднять быстродейст-
вие "Ориона" а также немного улучшить его муз.возможности. Вы можете выполнить
лишь часть этих переделок, потеряв при этом также "совместимость" с какой-то
частью наших программ.

1. Центральный процессор - Z80.  Любой  процессор,  обеспечивающий  требуемое
   быстродействие. Возможно также применение  процессора  Z80H, хоть про него
   и написано в справочниках, что он имеет сокращенный набор команд (мы прове-
   ряли на "Синклере" -  игры работают,  возможно нет команд  типа   "OTIR").
2. Быстродействие - не менее 4 МГЦ. Следует различать быстродействие (т.е реа-
   льный такт) и такт процессора. В случае если нет WAIT, реальный такт и такт
   процессора равны. Обычно мы указываем, если адаптированная игра будет слиш-
   ком медленно работать  на 2.5 МГЦ (напр: цветной SPACE RAIDERS сделаный на
   прерываниях  всего  за  3  часа  работы -  страшный  "тормоз").
3. Прерывание NMI  пока  не используются. Опробован режим "эмуляции Синклера"
   по прерываниям NMI,  с теневой ПЗУ -  этот  вариант доработки оставлен "на
   смертный час Ориона": первые опыты показали - скорости в 5 МГЦ достаточно,
   но реализация "режима эмуляции" целесообразна  лишь на новой плате - иначе
   будет просто 3-этажная "макетная плата".  Идея эмуляции не нова: "ПОИСК-1"
   (советский плагиат первого Amstrad PC) эмулирует таким образом на графичес-
   ком экране текстовый адаптер MDA. По каждой записи в экран "Синклера" (4000-
   4AFF) вызывается NMI, п/программа NMI по 66-му адресу определяет, "куда хо-
   тели записать" и записывает аналогичный байт (байты) в экран "Ориона", вклю-
   ченный с  0-го  адреса (экран 4). Однако из-за отличия клавиатур нужно или
   дорабатывать программы  (дорабатывать  только клавиатуру совсем легко) или
   эмулировать по прерыванию NMI, как и экран. Этот текст написан для того, кто
   выполняя доработки "Ориона", решит "занять" NMI, чем-то "менее-серьезным",
   например для реализации многозадачности (это  нецелесообразно,  пока у Вас
   нет RSX-11, UNIX или хотя-бы MP/M-80). Давайте сохраним это  прерывание до
   "последнего часа Ориона",   как  его  последний  шанс  (эмулятор - 9 ИМС).
4. Прерывание INT. Отключаемое прерывание по кадровому "бланку" т.е с частотой
   50 Герц. По сбросу выключено поступление импульсов на вход INT и поэтому
   даже после команды "EI" прерывание не наступает. Для разрешения прерываний
   в порт по адресу FB надо вывести байт с установленной единицей в 6 разряде.
   В связи с прерыванием стоит упомянуть о необходимости привязки шины данных
   процессора на "+5В" резисторами в 10К. Игры сделанные до марта 1993 (кроме
   GALAXY) этого не требовали; но все последующие будут считать, что при обра-
   ботке INT в режиме 2, с шины читается FF. Резисторы - до ШФ, к ногам CPU.
5. Звук. Выводится двумя способами: TOGGLE OUT FF, PORT OUT FE/D4. Первый спо-
   соб удобен при адаптации программ со звуком "в стиле РК-86" (DI/EI) и позво-
   ляет "тратить" меньше тактов процессора на звук, а второй - звук "Синклера",
   позволяет  при  адаптации  не  адаптировать  вывод звука вообще. На платах
   Z80-CARD, версии 1993 г. имеются оба "звука".  На  старых платах 1991 года
   проще всего ввести звук по порту FE, используя имеющийся  "порт FE" - ИЕ7.
   Подключите вместо D7 к 9 ноге ИЕ7 - D4, а соотв.выход ИЕ7 через резистор на
   эмиттерный повторитель для звука. Если Вы не ставили ИЕ7, то для организа-
   ции звука FE можно использовать тот-же триггер звука FF (используя R/S вх).
   Наличия "бордера" не требуется. В некоторых играх (адапт.В.Смирнова) он под-
   держивался. В дальнейшем будет считаться, что у Вас "бордера" - нет, но в
   тех программах, где звук не переделывается на FF - использование BORDER-а
   получится  автоматически  (т.к  в  "Синклере" он такой-же).
6. Освобождение ОЗУ в области выше F400. Так как все, самые  лучшие программы
   как раз работают в старших адресах ОЗУ, где у "Ориона"  ПЗУ  и ВУ мы ввели
   возможность иметь ОЗУ по этим адресам. При этом аппаратные переделки мини-
   мальны (1 вентиль от 155ЛИ1 и провода). Для отключения ПЗУ/ВУ используется
   разряд D5 порта FB (на старых схемах сигнал XROM).  При  выводе  единицы в
   этот разряд по адресам выше F400 оказывается ОЗУ 0-й банки памяти (естест-
   венно ПЗУ и ВУ становятся при этом недоступны). Чтобы получить доступ к ВУ
   необходимо "вернуть их назад" выполнив команду OUT FB с 0 в  5-м  разряде.
   К марту 1993 только одна  программа  "KRAKOUT"  требует  такой  доработки.
7. Диспетчер ОЗУ. Диспетчер ОЗУ по 32К, как указано выше был неудобен в работе
   и был отвергнут программистами. Поэтому его пришлось доработать, обеспечив
   коммутацию по 16К в области  адресов  0-3FFFH.  На плате Z80-CARD "образца
   1991 года" легко выполнить такую доработку. Как  ее сделать становится по-
   нятно, если сравнить схемы этих двух плат. Естественно изменилось и назна-
   чение разрядов D0-D4 порта FB: сигналы SS0 и SS1  определяют   номер 16-ти
   килобайтового участка, а BS0-BS1 номер банки ОЗУ,  включаемого  в  область
   коммутации с 0000 по 3FFF. Естественно, как и ранее работа диспетчера отклю-
   чается записью единицы в 7-й разряд порта FB. Однако так,  как большинство
   пользователей вообще не имеет диспетчера, в играх он не будет использоваться
   Некоторые програмисты и пользователи, поддерживающие отношения со мной (это
   около 15 человек) переделали Z80CARD под коммутацию по 16К, и используют дис-
   петчер для работы. Возможно, что платы Z80CARD-II будут выпущены в Ижевске.
8. Таймер 580ВИ53. Стоит по адресу F740-F743. Такты каналов 0, 1, 2 - 2 МГЦ,
   причем эти 2 мГц удобно брать от контроллера НГМД (т.к такт CPU - меняется).
   Однако таймер 580ВИ53 не Z80, его наличие не обязательно,  его не подержи-
   вают производители программ, поэтому для "звукопроизводства" более перспек-
   тивен MSX SOUND CHIP - AY8912. К сожалению пока нет возможности (нет оплаты
   программиста) сделать подержку AY8912, а обьявлять  стандарты  без этого -
   обман пользователей (пусть этим занимаются другие).  Что касается ВИ53, то
   в начале 92 г. А.Балдин сделал муз.редактор (адрес F740),  но больше ника-
   кие программы его не используют.
9. Обьем ОЗУ. Не менее 128К.
          Чистяков Владимир, Санкт-Петербург, март 1993 г.


05 Oct 2006 07:33
Profile
Maniac
User avatar

Joined: 05 Oct 2006 04:45
Posts: 269
Location: Moscow
Reply with quote
Post 
Code:
FFFF|=================|   
    |`````````````````|   
    |``ROM-BIOS area``|   
F800|`````````````````|   
    |``````Ports``````|   
F400|`````````````````|   
    | некоммутируемое |
    | портом "F9" ОЗУ |<------------------ !!! Но при FB/d5=1 эта область
F000|-----------------|<-----\             перестает быть некоммутируемой
    |    Segment 3    |      |             и тогда порт "F9" действует на
    |                 |      |             все адресное пространство 64 К
C000|=================|      |
    |                 |      |      Эта область переключается портом "F9"
    |    Segment 2    |      |      То есть при FB/d7=FB/d5=0 область уп-
    |                 |      |----- равляемая портом "F9" не включает 16К
8000|=================|      |      памяти, входящие в Segment 0  и таким
    |                 |      |      образом порт F9 управляет окном в 48К
    |    Segment 1    |      |      Но при FB/d7=1 порт F9 коммутирует на
    |                 |      |      все адресное пространство  в 60 Кбайт
4000|=================|<-----/
    |                 | Segment 0 соответствует окну диспетчера Z80CARD-2
    |    Segment 0    | При включенном диспетчере номер блока памяти дос-
    |                 | тупного в этом сегменте, определяется портом FBh.
0000|=================|



added: Мда... КопиПасте :) как то кривовато вышло - пробелы что ли уже остальных символов?

added++ Поправил


Last edited by Error404 on 06 Oct 2006 06:49, edited 1 time in total.



06 Oct 2006 03:32
Profile
God
User avatar

Joined: 29 Dec 2003 01:00
Posts: 1101
Location: Москва
Reply with quote
Post 
Error404 wrote:
Мда... КопиПасте :) как то кривовато вышло - пробелы что ли уже остальных символов?

Неа это ТАБы заменились наверно на один пробел...
В каком нить редакторе поменяй табы на пробелы (expand tabs to spaces)


06 Oct 2006 04:03
Profile ICQ WWW
Admin
User avatar

Joined: 08 Jan 2003 23:22
Posts: 22412
Location: Silicon Valley
Reply with quote
Post 
Error404 wrote:
А Орион-Про вижу в первый раз (Shaos, откуда дровишки то? :) ). Хотя наслышан был в те времена... :)


Это надо у cr0acker-a спрашивать откуда он фотки Ориона-Про достал ;)

_________________
:dj: https://mastodon.social/@Shaos


06 Oct 2006 04:31
Profile WWW
Admin
User avatar

Joined: 08 Jan 2003 23:22
Posts: 22412
Location: Silicon Valley
Reply with quote
Post 
Quote:
ИНСТРУКЦИЯ ПО ДОРАБОТКЕ "ОРИОН-128"
-----------------------------------
КОНСТРУКТИВНО ДОРАБОТКА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПУТЕМ УДАЛЕНИЯ ИЗ ОСНОВНОЙ ПЛАТЫ (MAIN
BOARD) ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРОЦЕССОРА КР580ВМ80 И ПОДКЛЮЧЕНИЯ К ОСТАВШИМСЯ НА ПЛАТЕ
КОНТАКТНЫМ ТОЧКАМ НЕБОЛЬШОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТЫ - "Z80-CARD". НА ЭТОЙ ПЛАТЕ
РАЗМЕЩАЕТСЯ НОВЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕССОР (CPU) - Z80, ЭЛЕМЕНТЫ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
ЕГО РАБОТУ И ПРЕРЫВАНИЯ, ДОРАБОТАННЫЙ УЗЕЛ ДИСПЕТЧЕРА ОЗУ А ТАКЖЕ НЕОБЯЗАТЕЛЬ-
НЫЙ УЗЕЛ - РЕГИСТР БОРДЮРА. КРОМЕ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ДОП.ПЛАТЫ "Z80-CARD" НА ОСНОВНОЙ
ПЛАТЕ НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНИТЬ НЕСКОЛЬКО ДОРАБОТОК (РАЗРЕЗОВ И СОЕДИНЕНИЙ). ДЛЯ
ОБЛЕГЧЕНИЯ, ДОРАБОТКУ СЛЕДУЕТ ВЫПОЛНЯТЬ НА УЖЕ РАБОТАЮЩЕЙ ПЛАТЕ СТАНДАРТНОГО
"ОРИОНА-128", ПО-ЭТАПНО В СООТВЕТСТВИИ С ОПИСАННОЙ НИЖЕ МЕТОДИКОЙ. ПЕРЕД НАЧА-
ЛОМ РАБОТЫ СЛЕДУЕТ В СОВЕРШЕНСТВЕ РАЗОБРАТЬСЯ В ПРЕДЛАГАЕМОЙ СХЕМЕ, ПОЛНОСТЬЮ
УЯСНИТЬ ЛОГИКУ РАБОТЫ И НАЗНАЧЕНИЕ СИГНАЛОВ. ДЛЯ НАЧАЛА РАЗБЕРЕМСЯ В ТОМ, КАК-
ЖЕ РАБОТАЕТ СТАНДАРТНЫЙ "ОРИОН-128". В "ОРИОНЕ-128" ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ОРИГИНАЛЬНАЯ
ИДЕЯ "СПЕЦИАЛИСТА", ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ОБЕСПЕЧИТЬ РАБОТУ ПРОЦЕССОРА В РЕЖИМЕ ТАК НАЗЫ-
ВАЕМОГО "ПРОЗРАЧНОГО ОЗУ", ЧТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОЗУ ДОСТУПНО ПРОЦЕССОРУ ВСЕГДА,
ВИДЕОАДАПТЕР НЕ МЕШАЕТ ПРОЦЕССОРУ ОБРАЩАТЬСЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ИЛИ ЗАПИСИ В ОЗУ. ПРИ
ЭТОМ РЕАЛЬНОЕ БЫСТРОДЕЙСТВИЕ ПРОГРАММЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО БЫСТРОДЕЙСТВИЕМ
САМОГО ПРОЦЕССОРА, ИСПОЛЬЗОВАННЫМ ТАКТОМ ПРОЦЕССОРА И САМОЙ ПРОГРАММОЙ (Т.Е
НАБОРОМ КОМАНД ДАННОЙ ПРОГРАММЫ). ЭТО ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО, ПОЗВОЛЯЮЩЕЕ
СОЗДАВАТЬ ПРОГРАММЫ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ, Т.К ВСЕГДА МОЖНО РАССЧИТАТЬ СКОЛЬКО МА-
ШИННЫХ ТАКТОВ БУДЕТ ИСПОЛНЯТЬСЯ ЛЮБАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ (В НЕКОТОРОЙ СТЕПЕНИ
КОМПЕНСИРУЕТ ОТСУТСТВИЕ ПРЕРЫВАНИЙ). ДЛЯ СРАВНЕНИЯ НЕПРОЗРАЧНОЕ ОЗУ ИМЕЕТ ЭВМ
"ИРИША" - ПРОЗРАЧНОСТЬ ОЗУ ВСЕГО 30%. ИДЕЯ ПОЛУЧЕНИЯ "ПРОЗРАЧНОГО ОЗУ" НА
КОМПЬЮТЕРАХ С ПРОЦЕССОРОМ КР580 ПО ВИДИМОМУ ЯВЛЯЕТСЯ НАШЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РАЗРА-
БОТКОЙ И БЫЛА ПРИМЕНЕНА ДЛЯ "СПЕЦИАЛИСТА" А.ВОЛКОВЫМ (ТАКЖЕ В "ВЕКТОРЕ-06").
"ОРИОН-128" ПО СУТИ ЯВЛЯЕТСЯ "СПЕЦИАЛИСТОМ" СО ВТОРОЙ БАНКОЙ ОЗУ И НА МОЙ
ВЗГЛЯД БЫЛО НЕКРАСИВО СО СТОРОНЫ АВТОРОВ "ОРИОНА" ДЕЛАТЬ ПУБЛИКАЦИЮ НЕ УКАЗАВ
ЧТО ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРИНАДЛЕЖИТ А.ВОЛКОВУ (ОБЫЧНО ЭТО НАЗЫВАЮТ ПЛАГИАТОМ). В ЧЕМ
ЖЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИДЕЯ А.ВОЛКОВА? КАК ИЗВЕСТНО МАШИННЫЙ ЦИКЛ 580-го ПРОЦЕССОРА
ПРИ ОБРАЩЕНИИ К ОЗУ ИЛИ ВУ (БЕЗ WAIT) СОСТОИТ ИЗ 4 МАШИННЫХ ТАКТОВ, ПРИЧЕМ НА
ТАКТЕ Т1 ВЫДАЕТСЯ СИГНАЛ SYNC. ЧТЕНИЕ И ЗАПИСЬ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ НА ТАКТАХ Т2 И
Т3. ДЛЯ РЕГЕНЕРАЦИИ ВИДЕО-ИЗОБРАЖЕНИЯ ВИДЕО-АДАПТЕРУ ДОСТАТОЧНО ОДНОГО ОБРАЩЕ-
НИЯ К ОЗУ ЗА ДВА МАШИННЫХ ТАКТА. ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЗРАЧНОСТИ, ПРОЦЕССОРУ ДЛЯ
ДОСТУПА К ОЗУ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ВСЕГО ОДИН ТАКТ, А ИМЕННО - Т2. ПРИЧЕМ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ТАКТА Т2, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СИГНАЛ SYNC, КОТОРЫЙ ВСЕГДА ФОРМИРУЕТСЯ В ТАКТЕ Т1. ДЛЯ
ЭТОГО СИГНАЛ SYNC ПРОСТО ЗАПИСЫВАЕТСЯ ТАКТОМ F2 ПРОЦЕССОРА В D-ТРИГГЕР (D13.2),
Т.Е ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ НА 1 ТАКТ И ПОЛУЧЕННЫЙ СИГНАЛ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ
ПРОЦЕССОРУ ДОСТУПА К ОЗУ. ТАКИМ ОБРАЗОМ ПРОЦЕССОР ИМЕЕТ ПРАВО ЧИТАТЬ И ЗАПИСЫ-
ВАТЬ В ОЗУ ТОЛЬКО ВО ВРЕМЯ ТАКТА Т2, ЧТО НЕ СОВСЕМ КОРРЕКТНО, Т.К ЕСЛИ СИГНАЛ
/RD ПОЧТИ СОВПАДАЕТ С ТАКТОМ Т2, ТО СИГНАЛ /WR НАЧИНАЕТСЯ В СЕРЕДИНЕ Т2 И ПРО-
ДОЛЖАЕТСЯ В ТАКТЕ Т3 (ОН КАК-БЫ УКОРАЧИВАЕТСЯ ДЛЯ ОЗУ ВДВОЕ - ДИНАМИЧЕСКИМ
ОЗУ ЭТОГО ДОСТАТОЧНО). РАЗРАБОТЧИКИ КОМПЬЮТЕРОВ НА Z80 НЕ МОГЛИ ВОСПОЛЬЗОВАТЬ-
СЯ ЭТОЙ ИДЕЕЙ, Т.К В НЕМ НЕТ СИГНАЛА SYNC, ИМЕННО ПОЭТОМУ ВО ВСЕХ КОМПЬЮТЕРАХ
НА Z80 ИСПОЛЬЗУЕТСЯ WAIT, Т.Е ОЗУ НЕПРОЗРАЧНО. ОБЛАДАЯ ИДЕЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЗ-
РАЧНОГО ОЗУ ДЛЯ КР580 НАМ УДАЛОСЬ РЕАЛИЗОВАТЬ НА ЭТОМ ЖЕ ПРИНЦИПЕ ПРОЗРАЧНОЕ
ОЗУ В "ОРИОНЕ" С ПРОЦЕССОРОМ Z80. В ПРЕДЛАГАЕМОЙ СХЕМЕ ОТСУТСТВУЮЩИЙ СИГНАЛ
SYNC ЭМУЛИРУЕТСЯ ИЗ СИГНАЛОВ /MREQ И /RFSH С ПОМОЩЬЮ ПРОСТЕЙШЕЙ СХЕМЫ. ОДНАКО
ЕСЛИ В КР580 СИГНАЛ /RD ДЛИТСЯ ТОЛЬКО ТАКТ Т2, ТО В Z80 СИГНАЛЫ /RD И /WR
ДЛИННЕЕ. ЕСЛИ ДЛЯ ЗАПИСИ В ОЗУ ЭТО НЕ СУЩЕСТВЕННО, ТО ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПРИВОДИТ К
ОШИБКЕ: ТАКТ Т2 ЗАКОНЧИЛСЯ, БУФЕРА ОЗУ ЗАКРЫЛИСЬ, А Z80 ЕЩЕ ЧИТАЕТ ДАННЫЕ С
ШИНЫ. В "ОРИОНЕ" ЭТО УСУГУБЛЯЕТСЯ ТЕМ, ЧТО В ОТЛИЧИЕ ОТ "СПЕЦИАЛИСТА" SYNC
"ЗАЩЕЛКИВАЕТСЯ" БОЛЕЕ РАННИМ СИГНАЛОМ (НЕ F2,Т.Е И БУФЕРА ЗАКРЫВАЮТСЯ РАНЬШЕ),
А ТАКЖЕ ОТЛИЧАЮЩЕЙСЯ ЛОГИКОЙ УПРАВЛЕНИЯ БУФЕРАМИ. ИЗ-ЗА ЭТОГО ПРИ УСТАНОВКЕ
Z80 НА "ОРИОН" ПРИХОДИТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ЗАДЕРЖИВАТЬ СИГНАЛЫ УПРАВЛЕНИЯ БУФЕРА-
МИ ОЗУ, А ИМЕННО НА 9 "НОГИ" БУФЕРОВ ОЗУ D49 И D50 ВЕШАТЬ ЕМКОСТЬ 2500-3000 ПФ
НА ЗЕМЛЮ (НА "СПЕЦИАЛИСТЕ" И "ОРИОНЕ-Z" ЭТО ДЕЛАТЬ НЕ ТРЕБУЕТСЯ). В КАЧЕСТВЕ
ТАКТА Z80 (CLOCK) ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СИГНАЛ F2TTL (Т.Е F2 С УРОВНЕМ 5В). УЗЕЛ ПРЕРЫ-
ВАНИЯ АНАЛОГИЧЕН УЗЛУ ЗАПРОСА НЕМАСКИРУЕМЫХ ПРЕРЫВАНИЙ "ЗОНОВСКОГО СИНКЛЕРА".
- 1 -

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ЧТО ПЛАТА ФОРМИРУЕТ СИГНАЛЫ ЧТЕНИЯ И ЗАПИСИ В ОЗУ (MEMW И
MEMR) НЕИНВЕРТИРОВАННЫЕ. СИГНАЛ MEMR СООТВЕТСТВУЕТ СИГНАЛУ DBIN КР580, А ЧТО
КАСАЕТСЯ СИГНАЛА /WR - ЕГО КР580 ФОРМИРУЕТ УЖЕ ИНВЕРТИРОВАННЫМ, ПОЭТОМУ НА
ОСНОВНОЙ ПЛАТЕ СЛЕДУЕТ ИСКЛЮЧИТЬ ЛИШНИЙ ИНВЕРТОР D59.2 (НЕ УКАЗАННЫЕ ВЫВОДЫ -
D59.3 ЭТО КОНТАКТЫ 5 И 6). СИГНАЛ SND С ПЛАТЫ Z80-CARD - ЭТО ЗВУК, ОН СООТВЕТ-
СТВУЕТ СИГНАЛУ INTE КР580. СИГНАЛЫ ROM1 И ROM2 - ЭТО СИГНАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ОСНОВ-
НОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЗУ ПО АДРЕСУ F800, ПОДКЛЮЧАЮТСЯ К 20 НОГАМ ЭТИХ ИМС
(ЕСЛИ НЕ ПЛАНИРУЕТСЯ СТАВИТЬ 2-Е ПЗУ, ТО И НЕ НАДО ТРОГАТЬ 20 ВЫВОД ПЗУ, ПРИ
ЭТОМ ВСЕГДА БУДЕТ "ОДНО" ПЗУ F800). НА МИКРОСХЕМЕ D2 РЕАЛИЗОВАН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
СИСТЕМНЫЙ РЕГИСТР (OUT FB), УПРАВЛЯЮЩИЙ ПРЕРЫВАНИЕМ И АДРЕСАЦИЕЙ ОЗУ. ИМС D4 -
МУЛЬТИПЛЕКСОР ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ АДРЕСОВ - A15,A16,A17.
D4/15 ПОДКЛЮЧИТЕ К ЗЕМЛЕ, А D4/2 К СИГНАЛУ X15 (НА ОШИБОЧНЫХ СХЕМАХ ЗДЕСЬ 5В).
СИГНАЛЫ X15,X16 И X17 - ЭТО ФИЗИЧЕСКИЕ АДРЕСА. X15 ФОРМИРУЕТСЯ ПРОЦЕССОРОМ,
А X16 И X17 ЭТО СИГНАЛЫ ИЗ РЕГИСТРА УПРАВЛЕНИЯ БАНКАМИ ОЗУ D18.1 (OUT F9).
СИГНАЛЫ A16 И A17 ДОЛЖНЫ ПОДАВАТЬСЯ НА ОСНОВНУЮ ПЛАТУ ВМЕСТО СИГНАЛОВ СНИМАЕ-
МЫХ РАНЕЕ С D18.1/15 И D18.1/16 СООТВЕТСТВЕННО (Т.Е ОТРЕЗАТЬ ЭТИ ВЫВОДЫ ОТ
ПЕЧАТНЫХ ПРОВОДНИКОВ). НЕОБХОДИМО ТАКЖЕ ПОДАТЬ НА ПЛАТУ СИГНАЛЫ ИНВЕРСНЫЙ
СБРОС (/RES) И КАДРОВЫЕ СИНХРОИМПУЛЬСЫ (KSI). СИГНАЛЫ F8,F9,FA - ЭТО "ЧИП-СЕ-
ЛЕКТЫ" СИСТЕМНЫХ РЕГИСТРОВ, ОНИ ПОДАЮТСЯ НА ОСНОВНУЮ ПЛАТУ ВМЕСТО СИГНАЛОВ
ФОРМИРУЕМЫХ РАНЕЕ D27 (ИД4), А ИМЕННО D27/9 - F8, D27/10 - F9, D27/11 - FA.
ИМС D6 - РЕГИСТР БОРДЮРА; СИГНАЛ V1 ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ИНДИКАЦИИ (СВЕТОДИОД
"РУС/ЛАТ", ВАЖНО ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ МС7007). ДЛЯ РАБОТЫ С Z80-CARD ВЫ МОЖЕТЕ ИС-
ПОЛЬЗОВАТЬ МОНИТОРЫ-2 ИЛИ 3, ОДНАКО ПРИ ЭТОМ НЕ БУДЕТ ЗВУКОВОЙ ИНДИКАЦИИ
(В Z80 НЕТ СИГНАЛА INTE, КСТАТИ ЭТО ПОЛНЫЙ "ИДИОТИЗМ" ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕРЫВАНИЯ
ДЛЯ ЗВУКА). ПОЭТОМУ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ПОДПРОГРАММУ BEEP (F83F) В МОНИТОРЕ ПЕРЕДЕ-
ЛАТЬ (ЭТО ОЧЕНЬ ПРОСТО СДЕЛАТЬ, НОВАЯ П/П - 14 БАЙТ, ВМЕСТО 27 У "ОРИОНА").
У НАС ИМЕЕТСЯ ВАРИАНТ МОНИТОРА-3 (ДЛЯ ОБОИХ КЛАВИАТУР) ДЛЯ ДОРАБОТАННОГО ТАКИМ
ОБРАЗОМ "ОРИОНА". В НЕМ, БЛАГОДАРЯ ЗАМЕНЕ 3 БАЙТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ 2-Х БАЙТОВЫМИ,
УДАЛОСЬ РАЗМЕСТИТЬ, КРОМЕ СОБСТВЕННО МОНИТОРА-3 ЕЩЕ И ЗАГРУЗЧИК НГМД, А ТАКЖЕ
ДОРАБОТАТЬ П/П-МЫ F836/F839 (ОНИ РАБОТАЮТ ТЕПЕРЬ СО ВСЕМ ОЗУ И НЕ "ТЕРЯЕТСЯ"
ПО 4К В КАЖДОЙ БАНКЕ ВПУСТУЮ).
ПОЭТАПНЫЙ ПОРЯДОК ПЕРЕДЕЛКИ
---------------------------
1. ВКЛЮЧИТЕ СВОЙ "ОРИОН-128" И ПОСМОТРИТЕ КАК ОН РАБОТАЕТ (БОЛЬШЕ ОН ТАК РАБО-
ТАТЬ НЕ БУДЕТ). ВЫКЛЮЧИТЕ ПИТАНИЕ И С ПОМОЩЬЮ БОЛЬШИХ КУСАЧЕК ВЫКУСИТЕ ПРО-
ЦЕССОР КР580 (БОЛЬШЕ ОН ВАМ НЕ ПОНАДОБИТСЯ). НЕ ПОВРЕДИТЕ ПЕЧАТНУЮ ПЛАТУ
2. УДАЛИТЕ ПЕЧАТНЫЕ ПРОВОДНИКИ ОТ КОНТАКТОВ КР580 С НОМЕРАМИ: 11,13,14,18,21,
22,23,24 И 28. ЭТИ СИГНАЛЫ НЕ ТРЕБУЮТСЯ Z80, ЧЕРЕЗ ЭТИ КОНТАКТЫ НА ПЛАТУ
Z80-CARD БУДУТ ПОДАВАТЬСЯ ДРУГИЕ СИГНАЛЫ
3. УДАЛИТЕ ПЕРЕМЫЧКУ D59/4-D59/5 И СОЕДИНИТЕ D59/5 С 18 КОНТАКТОМ D19 (КР580)
4. РЕЗИСТОР R10 ЗАМЕНИТЕ НА 220 ОМ И ВМЕСТО +12 ВОЛЬТ ПОДАЙТЕ НА НЕГО +5 ВОЛЬТ
(F2TTL). РЕЗИСТОР R11 МОЖНО СОВСЕМ УДАЛИТЬ (СМ.НИЖЕ)
5. СОЕДИНИТЕ D18.2/8 С D19/13 (/RES)
6. ПОДПАЯЙТЕ ПРОВОДНИКИ ОТ Z80-CARD КО ВСЕМ 40 КОНТАКТАМ D19 (КР580)
7. МЕЖДУ 9 И 10 КОНТАКТАМИ БУФЕРОВ ОЗУ (ВА86) ВКЛЮЧИТЕ ЕМКОСТИ 2700 ПФ
8. НА 4 НОГУ DA1 (УД6) ВМЕСТО -5 ВОЛЬТ ПОДАЙТЕ ЗЕМЛЮ.
9. УСТАНОВИТЕ В ПАНЕЛЬ ПЗУ МОНИТОР-1 ИЛИ ТЕСТ-ОЗУ (РАДИО,2,1991) И ПОДАЙТЕ
ПИТАНИЕ (ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО +5 ВОЛЬТ).

ДОБЕЙТЕСЬ РАБОТЫ МОНИТОРА-1 ИЛИ РАБОТЫ ТЕСТА ОЗУ. ЕСЛИ ПЛОХОЙ СБРОС УВЕЛИЧИТЬ
ЕМКОСТЬ С2 ДО 1,5-2 МКФ (КЕРАМИЧ.). ИНОГДА ТРЕБУЕТСЯ ПОДОБРАТЬ ЕМКОСТЬ В ФОРМИ-
РОВАТЕЛЕ СИГНАЛА "SYNC" (270 ПФ) И ЕМКОСТИ ДЛЯ ЗАДЕРЖКИ "OE" 580ВА86. МОНИ-
ТОР-3 (2) НЕ БУДЕТ ПОКА РАБОТАТЬ, Т.К ОН ИСПОЛЬЗУЕТ КОМАНДЫ OUT ДЛЯ РАБОТЫ С
ВУ, А Z80 В ОТЛИЧИЕ ОТ КР580 ВЫСТАВЛЯЕТ АДРЕСА ВНЕШНИХ УСТРОЙСТВ ТОЛЬКО НА
МЛАДШИХ АДРЕСАХ. МОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ ВТОРОЙ ВАРИАНТ "ПОДКЛЮЧЕНИЯ Z80" (ЛУЧШИЙ)
ДЛЯ ЧЕГО ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ТАКТ (CLOCK) С "F2TTL" НА "F1TTL", В ФОРМИРОВАТЕЛЕ SYNC
УБРАТЬ ДИФ.ЦЕПОЧКУ (ЗАКОРОТИТЬ ЕМКОСТЬ 270 ПФ, УБРАТЬ РЕЗИСТОР 1К) И НА ПЛАТЕ
"ОРИОНА" У ТРИГГЕРА D13 ПОДКЛЮЧИТЬ R-ВХОД (13 НОГА) К D-ВХОДУ (12 НОГА). ПРИ
ЭТОМ НЕ ТРЕБУЕТСЯ ПОДКЛЮЧАТЬ ЕМКОСТИ НА "OE". К СОЖАЛЕНИЮ ПЛАТА Z80-CARD ВЫ-
ПОЛНЕНА ПО СТАРОМУ (СПЕЦИАЛИСТОВСКОМУ) ВАРИАНТУ, НО КАК ВИДИТЕ ОТЛИЧИЕ ЭТИХ
ВАРИАНТОВ ВЕСЬМА НЕЗНАЧИТЕЛЬНО И ПОЭТОМУ ВЫБОР ЗА ВАМИ.

ЧТОБЫ РАБОТАЛИ КОМАНДЫ OUT ВЫКЛЮЧИТЕ ПИТАНИЕ И ВЫПОЛНИТЕ:

10. ОТРЕЗАТЬ У D27 ПЕЧАТНЫЕ ПРОВОДНИКИ ОТ КОНТАКТОВ: 9,10,11 И ЭТИ ПЕЧАТНЫЕ
ПРОВОДНИКИ СОЕДИНИТЬ С СИГНАЛАМИ F8,F9,FA НА РАЗЬЕМЕ X1 ПЛАТЫ Z80-CARD.
11. УСТАНОВИТЕ МОНИТОР-3, ВКЛЮЧИТЕ ПИТАНИЕ И ДОБЕЙТЕСЬ РАБОТЫ КОМПЬЮТЕРА В
ПОЛНОМ ОБЬЕМЕ. ВСЕ ДОЛЖНО РАБОТАТЬ ТАКЖЕ КАК И ДО ПЕРЕДЕЛКИ.

А ТЕПЕРЬ ВЫКЛЮЧИТЕ ПИТАНИЕ И СДЕЛАЙТЕ ПОСЛЕДНИЙ ШАГ:
- 2 -

12. ОТРЕЗАТЬ D18/15 И D18/16 ОТ ПЕЧАТНЫХ ПРОВОДНИКОВ И ЭТИ ПЕЧАТНЫЕ
ПРОВОДНИКИ СОЕДИНИТЬ С D19/23 И D19/21 СООТВЕТСТВЕННО (A16 И A17). САМИ
ЖЕ ВЫВОДЫ D18/15 И D18/16 СОЕДИНИТЬ С D19/24 И D19/22 СООТВЕТСТВЕННО
13. ОТРЕЗАТЬ У ПЗУ D22 20 КОНТАКТ ОТ ПЕЧАТНОГО ПРОВОДНИКА И СОЕДИНИТЬ С D19/11
(ROM1). ЕСЛИ У ВАС УЖЕ ЕСТЬ НАША ВЕРСИЯ РАСШИРЕННОГО BIOS, ТО НА ПЗУ С МАР-
КИРОВКОЙ 0, НАПАЯЙТЕ ПЗУ С МАРКИРОВКОЙ 1. ВСЕ КОНТАКТЫ КРОМЕ 20 В "ПАРАЛ-
ЛЕЛЬ". УСТАНОВИТЕ ЭТО "УДВОЕННОЕ ПЗУ" В ПАНЕЛЬ И СОЕДИНИТЕ D19/8 (ROM2) С
ОТОГНУТОЙ 20 НОГОЙ ВЕРХНЕГО ПЗУ. ЕСЛИ У ВАС ЕЩЕ НЕТ НАШЕЙ ВЕРСИИ BIOS,
ОПЯТЬ ПОСТАВЬТЕ СВОЙ "СТАРЫЙ" МОНИТОР (2 ИЛИ 3) И ВКЛЮЧАЙТЕ ПИТАНИЕ.
ДОБЕЙТЕСЬ ПОЛНОЙ РАБОТЫ КОМПЬЮТЕРА, ПРОВЕРЬТЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫВОДА ЗВУКА, КОММУ-
ТАЦИИ БАНОК ОЗУ КАК В РЕЖИМЕ "128" (СИГНАЛ MZ=1), ТАК И В РЕЖИМЕ "Z" (MZ=0).
УЧТИТЕ, ЧТО СИГНАЛ MZ (ЭТО D2/15) ПО СБРОСУ РАВЕН 0, Т.Е ПО СБРОСУ КОМПЬЮТЕР
НАХОДИТСЯ В РЕЖИМЕ "Z". ДЛЯ РАБОТЫ СО ВСЕМИ СТАРЫМИ ПРОГРАММАМИ НЕОБХОДИМО
ЗАПИСАТЬ В ПОРТ FB (ДЛЯ НАСТРОЙКИ МОЖЕТЕ ЭТО СДЕЛАТЬ АППАРАТНО) В РАЗРЯДЕ D7 -
ЕДИНИЦУ (ДОРАБОТАННЫЙ МОНИТОР ЭТО ДЕЛАЕТ ПРИ ИНИЦИАЛИЗАЦИИ). ПОСЛЕ ТОГО, КАК
УБЕДИТЕСЬ В ПОЛНОЙ ИСПРАВНОСТИ ПЕРЕХОДИТЕ К ПУНКТУ 14.
14. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАБОТАЛИ НЕКОТОРЫЕ "СТАРЫЕ" ИГРЫ, ПЕРЕКЛЮЧАЮЩИЕ РЕГИСТРЫ
F8, F9, FA КОМАНДОЙ "STA", МОЖЕТЕ УСТАНОВИТЬ ВМЕСТО 155ЛА7 - ИМС 155ЛИ1
(СМ.СХЕМУ). ЭТА МИКРОСХЕМА ОБЕСПЕЧИТ "ПОПАДАНИЕ" В СИСТЕМНЫЕ РЕГИСТРЫ,
КОМАНДАМИ STA (F8/F9/FA), И ТЕМ САМЫМ РАБОТУ ВСЕХ "КОРРЕКТНЫХ" ПРОГРАММ.
ТАК КАК ПРОГРАММ С "НЕПРИЛИЧНЫМИ" КОМАНДАМИ ТИПА (OUT F4, OUT F2) ВСЕГО
ДВЕ: "MOON-FOX" И "SILENT-SERVICE" (АВТОРСКИЙ БЭЙСИК ДЕЛАЕТ OUT 0F), ТО
ДЕЛАТЬ ДОПOЛНИТЕЛЬНЫЕ АППАРАТНЫЕ ЗАТРАТЫ ТОЛЬКО РАДИ НИХ БЕЗСМЫСЛЕННО.
15. ПОДКЛЮЧИТЕ КОНТРОЛЛЕР НГМД И ПРОВЕРЬТЕ ЕГО РАБОТУ. НАДЕЖНОСТЬ РАБОТЫ ДОЛЖ-
НА ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОВЫСИТЬСЯ. ЕСЛИ ВСЕ В ПОРЯДКЕ ВЫКЛЮЧИТЕ ПИТАНИЕ И ПЕРЕХО-
ДИТЕ К САМОМУ ВАЖНОМУ ПУНКТУ 16.
16. ИДИТЕ НА ПОЧТУ И ОТПРАВЬТЕ МНЕ (В КОНВЕРТЕ) ВАШУ "БЛАГОДАРНОСТЬ" (В РАЗ-
МЕРЕ 50 РУБ). В ОТВЕТ ВЫ ПОЛУЧИТЕ КАТАЛОГ ПРОГРАММ АДАПТИРОВАННЫХ
ДЛЯ "ОРИОН-128" ОТ "СИНКЛЕРА".

PS: НА ДОРАБОТАННОМ ТАКИМ ОБРАЗОМ "ОРИОНЕ" БУДЕТ ПРЕКРАСНО РАБОТАТЬ CP/M-80
ИСПОЛЬЗУЮЩАЯ BIOS ВЕРСИИ SP-COMPUTER CLUB-а (1990). ДАННАЯ CP/M В ОТЛИЧИЕ ОТ
Т.НАЗЫВАЕМОГО "АВТОРСКОГО" ВАРИАНТА CP/M РАБОТАЕТ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СТРАНИЦЕ
ОЗУ, ТАМ ЖЕ ГДЕ РАСПОЛОЖЕН "ЭКРАН АТРИБУТОВ ЦВЕТА" (ЭТО ЦЕЛЕСООБРАЗНО, Т.К
ПРИ ЭТОМ ДЛЯ CP/M ИСПОЛЬЗУЕТСЯ 60К, ПРИ ЭТОМ РАБОТАЮТ ВСЕ ПРОГРАММЫ; ТРАНСЛЯ-
ТОРАМ С ЯЗЫКОВ ВЫСОКОГО УРОВНЯ МАЛО 48К). ОДНАКО ПРИ ЭТОМ В CP/M НЕЛЬЗЯ ИСПО-
ЛЬЗОВАТЬ ЦВЕТ (ЭТО КОНЕЧНО НЕ СТРАШНО, Т.К CP/M НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ НИ ГРАФИКУ НИ
ЦВЕТ И В CP/M НЕТ ЦВЕТНЫХ ПРОГРАММ). ДОРАБОТАННЫЙ ТАКИМ ОБРАЗОМ "ОРИОН" ЛЕГКО
ПОЗВОЛЯЕТ УСТРАНИТЬ ЭТОТ НЕДОСТАТОК Т.Е МОЖНО "ОТДАТЬ" ДЛЯ CP/M 60К ОЗУ И В ТО
ЖЕ ВРЕМЯ ИМЕТЬ ЦВЕТ. ДЛЯ ЭТОГО ДОСТАТОЧНО НЕМНОГО ИЗМЕНИТЬ ДИСКОВЫЙ ЗАГРУЗЧИК
И ПОДПРОГРАММУ F300 (ИСПОЛЬЗУЕМУЮ CP/M ДЛЯ ВЫЗОВА П/П-М ИЗ ПЗУ F800). ДИСКОВЫЙ
ЗАГРУЗЧИК ДОЛЖЕН ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ ВКЛЮЧИТЬ ЭКРАН N4 (0-2FFF), ВКЛЮЧИТЬ РЕ-
ЖИМ "Z" И ПО АДРЕСАМ 0-7FFF СКОММУТИРОВАТЬ СТАРШУЮ СТРАНИЦУ (32К) ИЗ ОСНОВНОЙ
БАНКИ. ТАКИМ ОБРАЗОМ МЫ СОЗДАЕМ ДЛЯ CP/M НЕПРЕРЫВНОЕ ОЗУ 60К И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ
ВОЗМОЖЕН ЦВЕТ (ГРАФИКА ЭКРАНА 0-2FFF - ОСНОВНАЯ БАНКА ОЗУ, ЦВЕТ ТАМ ЖЕ НО В ДО-
ПОЛНИТЕЛЬНАЙ БАНКЕ). СЛЕДУЕТ СРАЗУ ЖЕ ЗАМЕТИТЬ, ЧТО ВВОДИТЬ ЦВЕТ И ГРАФИКУ В
ПРОГРАММЫ НАПИСАННЫЕ ДЛЯ CP/M МОЖНО ТОЛЬКО КОРРЕКТНО Т.Е РАСШИРЯЯ УПРАВЛЯЮЩИЕ
КОДЫ ДИСПЛЕЯ ("ИСКЕЙП"-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ), А НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ТАК КАК ЭТО
ДЕЛАЮТ АВТОРЫ "ОРИОНА" В СВОИХ ПРОГРАММАХ (ОНИ НЕПОСРЕДСТВЕННО "ЛЕЗУТ" В ЭКРАН
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАРИСОВАТЬ ПРОСТЕЙШИЕ РАМКИ, ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
"ПСЕВДОГРАФИКУ", КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ ВСЕГДА). ПРИ ЭТОМ ПРИ ЗАПУСКЕ ПРОГРАММЫ
ПОДГРУЖАЕТСЯ РАСШИРЕНИЕ BIOS (П/П-МЫ ВЫВОДА НА КОНСОЛЬ - В ПЗУ ЭТО F809H), КО-
ТОРОЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОБРАБОТКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УПР.КОДОВ (УПРАВЛЕНИЕ ЦВЕТОВЫМИ
РЕЖИМАМИ, ЦВЕТОМ СИМВОЛОВ И ФОНА, ЗАГРУЗКОЙ ЗНАКОГЕНЕРАТОРОВ/ФОНТОВ; МОЖНО
ПОСМОТРЕТЬ КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В ДРАЙВЕРЕ ВЫВОДА "ИРИШИ"). НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЭТИХ ФУНК-
ЦИЙ ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАСШИРЕННЫЙ BIOS (2 ПЗУ F800) ДЛЯ ОПИСАННОГО ВАРИАНТА ДОРАБОТ-
КИ "ОРИОНА-128". ПОЛУЧЕНИЕ ЦВЕТА И CP/M НА 60К НА НЕДОРАБОТАННОМ "ОРИОНЕ" ВОЗ-
МОЖНО ТОЛЬКО ПОСЛЕ УСТАНОВКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ 3-ЕЙ БАНКИ ОЗУ (2 ИМС ДИСПЕТЧЕРА
ОЗУ ЯВНО ДЕШЕВЛЕ ЧЕМ 8 ШТ. 565РУ5). ТАКИМ ОБРАЗОМ КАК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИГР, ТАК
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ "ОРИОНА" ДЛЯ ДЕЛОВЫХ ПРИМЕНЕНИЙ УКАЗАННАЯ ДОРАБОТКА ЯВЛЯЕТСЯ
АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМОЙ И ВОПРОС ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ В ТОМ, СТОИТ ЛИ ДОРАБАТЫВАТЬ
"ОРИОН" ПО ДАННОЙ ИНСТРУКЦИИ, А В ТОМ КАК ЭТО СДЕЛАТЬ СКОРЕЕ. ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ
ДОРАБОТАННОЙ ВЕРСИИ BIOS CP/M И ДОКУМЕНТАЦИИ О ДРУГИХ АПП.ДОРАБОТКАХ ЗВОНИТЕ:
ТЕЛ:(812)-106-35-24 (17.00-23.00) ИЛИ ПИШИТЕ: 192238 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ А/Я 175.
ЧИСТЯКОВ ВЛАДИМИР, ЯНВАРЬ 1992


Image

_________________
:dj: https://mastodon.social/@Shaos


25 Oct 2006 05:27
Profile WWW
Retired
User avatar

Joined: 25 Jul 2011 00:14
Posts: 1331
Location: WWW
Reply with quote
Post 
а между тем соседи начали пилить реплику ОРИОН-ПРО.

интересно, откуда такое неистовое желание все умещать в пекашный короб? ведь есть же вот такие элегантные корпуса

Image

там еще и +5/12 встроенный бывает и вентилятор и лицевая заглушка в комплекте.


08 Oct 2013 04:39
Profile
God
User avatar

Joined: 13 Nov 2010 04:06
Posts: 1345
Reply with quote
Post 
Просто "ПэКашный" корпус достаточно удобен...


08 Oct 2013 06:54
Profile
Maniac
User avatar

Joined: 05 Oct 2006 04:45
Posts: 269
Location: Moscow
Reply with quote
Post 
У меня полдюжины пекашных корпусов с помойки вместе с ATX БП (вообще, конечно, это не просто корпуса, там внутри обычно еще есть что не жалко выкинуть - что-нить типа Пень4, обычно рабочее), и ни одного такого вот маленького красивенького. Думаю, так же и у всех.
Кстати, в Орионе-ПРО полторы сотни МСХ (!), из которых десяток 40-ногих: в маленький корпус может и не влезть, даже если выкинуть слоты.

_________________
Всем добра!


17 Oct 2013 08:53
Profile
Display posts from previous:  Sort by  
Reply to topic   [ 77 posts ]  Go to page 1, 2, 3, 4, 5, 6  Next

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 5 guests


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot post attachments in this forum

Search for:
Jump to:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.