nedoPC.org

Community of electronics hobbyists established in 2002

...
Atom Feed | View unanswered posts | View active topics It is currently 18 Mar 2019 11:24



Reply to topic  [ 30 posts ]  Go to page 1, 2  Next
изготовление печатных плат фоторезистом 
Author Message
Admin
User avatar

Joined: 09 Jan 2003 00:22
Posts: 17502
Location: Colorado
Reply with quote
Вот люди советуют на "фоторезист" переходить:

http://www.engscope.com/pcb-fab-tutorial/

_________________
:eugeek: https://twitter.com/Shaos1973


Last edited by Shaos on 01 Jan 2013 04:21, edited 1 time in total.



20 Dec 2012 10:04
Profile WWW
Supreme God
User avatar

Joined: 21 Oct 2009 09:08
Posts: 7777
Location: Россия
Reply with quote
Post 
Shaos wrote:
Вот люди советуют на "фоторезист" переходить:
http://www.engscope.com/pcb-fab-tutorial/

Очень много особенностей у ЛУТ... Вот у меня лазерник Оки-8 практически
не даёт возможности ЛУТ воплотить...
Что-то с порошком не то... а портить принтер нехарактерным порошком мне не хотелось.

А на работе ребята пробовали на служебном Кэноне и утюгом - результат неплохой....

_________________
iLavr


20 Dec 2012 12:42
Profile
God

Joined: 02 Jan 2006 03:28
Posts: 1385
Location: Abakan
Reply with quote
Post 
Shaos wrote:
Вот люди советуют на "фоторезист" переходить:

http://www.engscope.com/pcb-fab-tutorial/
Зависит от интенсивности изготовления плат. Фоторезисты имеют ограниченный и очень короткий срок годности. Если не ошибаюсь, то positivresist нормально шаблонируется до года, после трёх лет время экспозиции увеличивается на порядок, при этом недосветка всё равно бывает. Из личного. Это спрей, а есть ещё плёночные, но сам плёночные не пробовал, хотел (хочу) себе взять рулончик на попробовать, но пока руки не доходят.
Из преимуществ перед ЛУТ - можно делать более тонкие дороги, не плывёт рисунок, вроде бы как можно использовать в качестве маски, не обязательно наличие лазерного принтера (есть фотоплёнки для струйников, ну и соответственно можно использовать аппарат Lavr'a), возможность быстрого тиражирования, в том числе и старых проектов, если фотошаблоны не оттёрты.
Техпроцесс более сложный, в частности добавляется процедура нанесения резиста и его экспонирования ультрафиолетом. Соответственно нужен аппарат экспонирования с таймером (чаще всего самодельный, но видел и промышленные для DIY). С течением времени приходится подбирать время экспонирования, что добавляет ещё одну итерацию в процесс.


21 Dec 2012 01:28
Profile
Fanat

Joined: 27 May 2011 05:25
Posts: 79
Location: Perm
Reply with quote
Post 
Столкнулся с такой проблемой, как прижимание шаблона к плате с нанесенным или приклеенным фоторезистом.
Здесь все зависит от ровности самой платы. У меня была кривая. Но и с ровной могут быть проблемы.
Пробовал тонкое стекло от рамки для фото. Получалось не очень. Точнее вообще не получилось. Шаблон не прижался, как результат - просветы между близко идущими дорожками(наверняка многие новички принимают это за плохое качество фоторезиста или неправильное время выдержки/расстояние до лампы).
Пробовал крышку от компакт диска. Из-за того что она прижимается по краям, над платой крышка изгибается пузырем.
Так что для себя этот вопрос не решил пока


27 Dec 2012 05:33
Profile
Banned
User avatar

Joined: 20 Mar 2005 14:41
Posts: 2150
Location: От туда
Reply with quote
Post 
В полиграфии эту проблему при изготовлении оффсетных пластин решают вакуумом. Там такой столик со стеклянной рамкой и создается вакуум между стеклом и пластиной, прижимая к стеклу бутерброд из пластины и фотопленки.


27 Dec 2012 05:39
Profile
Senior
User avatar

Joined: 07 Aug 2012 12:11
Posts: 123
Location: Севастополь
Reply with quote
Post 
лет 6 уже забыл и про утюг и про фоторезист, писал даже на радиокоте, но что-то народ у нас либо ленивый, либо (сорри) сыкливый...

рисунок платы переносится в векторный формат в CorelDraw и отдается в порезку в _ЛЮБОЕ_ рекламное агенство
они вырезают это все на оракале (самоклеющаяся пленка)
платите за порезку (пара плат 10х10см - ок. 5 укро-грн), забираете пленку, клеите на текстолит, травите
всё

Image Image


27 Dec 2012 05:48
Profile WWW
God
User avatar

Joined: 13 Nov 2010 05:06
Posts: 1292
Reply with quote
Post 
ALS wrote:
писал даже на радиокоте

А можно ссылку? А то что-то не нашёл сходу...
О таком способе не слышал, хотелось бы узнать подробнее.


27 Dec 2012 12:48
Profile
Senior
User avatar

Joined: 07 Aug 2012 12:11
Posts: 123
Location: Севастополь
Reply with quote
Post 
это не статья, это было такое же сообщение на их форуме в теме, посвященной ЛУТу. Года 3-4 назад, в разгар очередного увещевания очередного новичка...
Подробней там, собственно, и нечего больше рассказывать.
В кореле импортируем изображение платы, обязательно проверяем размеры, при необходимости корректируем их, выделяем границы дорожек, должно получиться нечто подобное :

Image

потом сохраняем в *cdr и несем в порезку.
Там же попросите у них кусок т.н. монтажной пленки чуть больше размеров платы - она нужна при переносе порезанного оракала на текстолит. Либо купить кусок побольше про запас - она тоже стоит копейки.


Last edited by ALS on 27 Dec 2012 19:05, edited 2 times in total.



27 Dec 2012 13:44
Profile WWW
Fanat
User avatar

Joined: 30 Apr 2012 10:38
Posts: 53
Location: Krasnodar
Reply with quote
Post 
ALS wrote:
... рисунок платы переносится в векторный формат в CorelDraw и отдается в порезку в _ЛЮБОЕ_ рекламное агенство
они вырезают это все на оракале (самоклеющаяся пленка)

Не совсем понятно, потом набор резаных клочков разбирать и клеить, вручную соблюдая зазоры?
Если так, то я лучше продолжу краску из аэрозольного баллончика скальпелем счищать :)


11 Mar 2013 14:10
Profile
Banned
User avatar

Joined: 04 Jan 2013 11:09
Posts: 398
Location: 95.24.178.158
Reply with quote
Post 
Digi_boy wrote:
Не совсем понятно, потом набор резаных клочков разбирать и клеить, вручную соблюдая зазоры?
Если так, то я лучше продолжу краску из аэрозольного баллончика скальпелем счищать :)

Нет - обычно набор резаных клочков правильно расположен на подложке. После наклеивания подложка снимается.
По крайней мере рекламные надписи из оракала, изготовленные по такому способу, приклеивают именно так.


12 Mar 2013 13:04
Profile
Doomed
User avatar

Joined: 21 Mar 2017 13:50
Posts: 410
Location: Spb
Reply with quote
Решил и я побаловаться фоторезистом. С алишки рулончик оного пришёл и лампочки УФ.
Вот сформировал на плёночке А4 несколько платок и тестовую полосочку с цифирами. Пока вижу что 0.1 мм на этом принтере не получится точно. 0.2 возможно, но тут уже надо экспериментировать. Из явных недостатков лазерника - тонер на просвет довольно прозрачный. Буду пробовать ацетон, судя по отзывам помогает.


Attachments:
IMG_20181208_154430.jpg
IMG_20181208_154430.jpg [ 172.25 KiB | Viewed 947 times ]
08 Dec 2018 07:20
Profile
Doomed
User avatar

Joined: 21 Mar 2017 13:50
Posts: 410
Location: Spb
Reply with quote
Так же попробую с бумагой, осветленной маслом. На бумаге тонер выглядит более плотным.


08 Dec 2018 07:32
Profile
Writer

Joined: 15 Jun 2018 17:58
Posts: 15
Reply with quote
вставлю свои 5 коп. из личного опыта изготовления ПП методом фоторезиста.
Давныыым-давно на заре молодости, в одной конторе) изготавливали ПП полукустарно-промышленным способом. Основная была одна плата,односторонний текстолит\гетинакс размером ну пусть 100х150 мм. Процесс от разрезки огромного листа материала (ну где то 1,5х2 метра) и до лужения в сплаве Розе.
За 4-5 лет такой подработки лично я изготовил не менее 50 тысяч таких платок (грубо говоря тысяча плат в месяц на человека), от начала и до конца. По фоторезисту. Рулонный само собой, качество было когда как. Плату зачищали наждачной бумагой до блеска, , нагревали в печи довольно сильно,ацетоном обезжиривали и на самодельном станке прикатывали этот самый фоторезист) . Станок - выжимные валки с ВолЬга-8 с мотор-редуктором. Потом засвечивали ультрафиолетом, штука сама по себе вредная, озона надышался на много жизней вперед, хотя вытяжка было оочень сильная). В зависимости от качества резиста - экспонирование от 3-5 до 15 минут, все экспериментально, установка была полукустарная, с таймером и вакуумом, попозже была профессиональная :)) Потом промывка в самой обычной соде, водяном растворе :) Дальше визуальная проверка и травление, или в H2SO4 или в хлорном железе. Так что с фоторезистом пришлось поиметь дела, тогда ни о каких лазерных принтерах и ЛУТ слыхом не слыхивали, это было на заре зарождения компьютера Радио-РК86, кстати делали пару плат тогда кому то на заказ.
Ну и еще один , надеюсь экзотический способ, изготоления ПП. Совремённый)
На том самом лазерном станке, про который выше, для пленки .
При хорошей мощности - можно просто выжигать лишнюю медь на плате, сердито, но у нас станок попроще, поэтому покрываем заготовку лаком из балончика и выжигаем лишний лак. Потом как обычно травим. исходник рисунка надо в кореле, дальше не проблема)
Надеюсь не сильно оффтопил?))


14 Dec 2018 07:30
Profile
Doomed
User avatar

Joined: 21 Mar 2017 13:50
Posts: 410
Location: Spb
Reply with quote
azesmbog wrote:
прикатывали этот самый фоторезист) . Станок - выжимные валки с ВолЬга-8 с мотор-редуктором. Потом засвечивали ультрафиолетом

Вот тут у Вас выпал целый фрагмент! Как изготавливалась маска? :mrgreen:


14 Dec 2018 08:24
Profile
Doomed
User avatar

Joined: 21 Mar 2017 13:50
Posts: 410
Location: Spb
Reply with quote
Что-то не выходит у меня каменный цветок. Уже 4 раза пробовал. На сухую остаются микропузырьки. Под водой 2 раза тоже ничего не вышло, местами остаётся водяная прослойка и резист отваливается при снятии второй плёнки. Последний эксперимент делал с изопропиловым спиртом, но как оказалось, защитную пленку потом оторвать уже не получается.
Надо пробовать с ламинатором. Или пленка у меня дефектная.


Attachments:
IMG_20190107_162904.jpg
IMG_20190107_162904.jpg [ 333.84 KiB | Viewed 545 times ]
13 Jan 2019 09:36
Profile
Display posts from previous:  Sort by  
Reply to topic   [ 30 posts ]  Go to page 1, 2  Next

Who is online

Users browsing this forum: Google [Bot] and 1 guest


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot post attachments in this forum

Search for:
Jump to:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.