Однако...
Сорок лет назад, 8 сентября 1973 года, маленькая канадская компания под названием Micro Computer Machines объявила о разработке едва ли не первой в мире ЭВМ, специально предназначенной для индивидуальных пользователей. Однако, выпущенная в следующем году новинка, несмотря на ряд своих очевидных на сегодняшний день достоинств, практически не получила распространения и осталась мало кому известной.

Удивительным мне оказался во всей прочитанной истории тот факт, что победоносный путь разработчиков
микропроцессоров от Intell, как оказывается, местами совсем не был устлан розами...

MCM/70 Мерса Кутта, «компьютер будущего» создавался сначала на бумаге. В качестве основы Кутт решил взять корпус обычного электронного калькулятора и добавить туда встроенную полноценную клавиатуру и одно- или двухкассетный магнитофон. Разумеется, основное дело заключалось в начинке: и тут изобретателю улыбается удача. Кутт близко знакомится с Робертом Нойсом из Intel, внимательно следит за разработкой первого 8-битного микропроцессора, и когда этот проект сталкивается со скептицизмом со стороны руководства Intel, предлагает Нойсу финансовую поддержку. В обмен Кутт получает доступ к Intel 8008, и уже в 1972 г. вместе с еще несколькими инженерами своей маленькой компании Micro Computer Machines конструирует первый прототип своего устройства.
MCM/70 был впервые продемонстрирован публике в сентябре 1973 года, сначала в Торонто, а затем в Нью-Йорке и Бостоне. Готовая миниатюрная ЭВМ весила примерно 9 кг и выглядела очень даже прогрессивно и симпатично, хотя встроенный плазменный монитор мог выводить лишь одну строку текста. В ПЗУ помещался интерпретатор АПЛ, а магнитные кассеты служили в качестве виртуальной памяти объемом по 100 КБ. Встроенная батарея позволяла запоминать рабочее состояние при выключении. Правда, отгрузки заказчикам начались лишь через год, осенью 1974 г. Самая простая модель с 2 КБ ОЗУ и без кассет предлагалась за 4950 канадских долларов (примерно равнявшихся тогда долларам США), а за вариант с 8КБ и двумя кассетами просили C$9800. Из периферии поначалу дополнительно продавался лишь принтер, но вскоре к нему были добавлены плоттер и флоппи-дисковод.
Мерс Кутт не уставал утверждать, что именно с миллионами маленьких компьютеров, подобных MCM/70, связано будущее всей индустрии. «Сочетание сложности больших ЭВМ и сложности специальных компьютерных языков до сих пор не позволяло широкой публике непосредственно пользоваться компьютерами, – сообщалось во введении к «Руководству пользователя» новинки. – Но простота MCM/70 и его компьютерного языка (известного как АПЛ) превращают использование и владение персональным компьютером в реальность». Увы, до широкой публики это послание так и не дошло: MCM/70 продавался крайне слабо, намеченный прорыв не состоялся. Разве что образовательные заведения Канады проявили некоторый интерес к продукции отечественного производителя. Интересно, впрочем, что несколько экземпляров MCM/70 были куплены в 1975 г. и Вычислительным центром Академии наук СССР, немало послужив затем делу развития программирования на языке АПЛ.
В 1976 г. была выпущена значительно усовершенствованная модель MCM/800 с 16 КБ памяти и возможностью подключения внешнего монитора, еще годом спустя появился MCM/900, включавший уже в стандартную комплектацию большой монитор и 24 КБ ОЗУ. Но к тому времени инициатива была уже на стороне американских производителей. «Самоделки» для энтузиастов, такие как Altair 8800 Эда Робертса и Apple I Стива Возняка, определенно уступали компьютерам MCM в простоте использования, но заняли гораздо более весомое место в истории. А за ними последовала и настоящая «микрокомпьютерная революция» – коммерчески успешная «большая тройка 1977 г.», Apple II, TRS-80 и Commodore Pet, который очень даже походил внешне на первенца Мерса Кутта. Бороться с ними маленькая канадская Micro Computer Machines никак не могла, а потому и закрылась в начале 1980-х годов.