Galaksija

Компьютеры прошлого, не попавшие в другие разделы

Moderator: Shaos

Post Reply
User avatar
Lavr
Supreme God
Posts: 16622
Joined: 21 Oct 2009 15:08
Location: Россия

Galaksija

Post by Lavr »

Galaksija

Наткнулся в очередной раз на компьютер "братьев-демократьев" из Югославии - "Galaksija".
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%8F_%28%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%29
http://retrospec.sgn.net/users/tomcat/Galaksija/MagScans/
http://www.old-computers.com/museum/computer.asp?st=1&c=330
http://zx.pk.ru/archive/index.php/t-11266.html

Image
Image

Видел его и раньше и считал обычным клоном "Спектрума", но оказалось, что не всё так просто!!!

Точнее - наоборот, схемотехнически всё безобразно-нагло-просто!!!

---------


http://retrospec.sgn.net/users/tomcat/Galaksija/MagScans/RACUN01/RACUN01-53.png

Уж на что я считаю "Специалист" самым простым любительским компом, но этот, признаюсь, проще...

Да, конечно, простота обусловлена тем, что процессор взял на себя
часть функций формирования изображения, откуда снижение скорости и
отключение изображения при занятости процессора.
Но с другой стороны "РК-86" несравнимо сложнее схемотехнически, а
также гасит экран, молотя задачу реального времени (пусть даже это
ввод с магнитофона), а экраны у обоих - текстовые.

Действительно, как звучит в обуждении на: http://zx.pk.ru/archive/index.php/t-11266.html
"удивительно почему наши сделали микро 80 почти на 200 корпусах а не сделали аналог
галаксии: вместо z80 поставили бы 8080 все остальные микросхемы у нас вроде бы были,
скорость получилось бы не хуже, а повторить смогло бы больше людей"
.
Если бы я в то время видел такую схему вместо цикла статей о микро 80,
пожалуй гораздо шибче бросился на поиски микрухи процессора.

Конечно грустить сейчас поздно, но что мне показалось интересным:
поскольку схемы и прошивки ПЗУ доступны, это могло бы стать подспорьем
при разработке видео-процессора для "Специалиста" по аналогии с "ZX Next".
http://emulator.galaksija.org/
Если в последнем на содержимое видео-ПЗУ наведена "секретная" тень на
плетень, то в случае "Galaksija" ПЗУ доступно для реверс-разработки.
Кайф видео-процессора, на мой взгляд, заключается в том, что можно оперативно
поменять видео-режимы.
В этой же "Галаксии" при доработке достигли графики 256x208 пикселов
чисто программным методом.

-------------------Image
А потом, второй процессор, на мой взгляд, лихо бы заменил нафиг все
счетчики, которые HardWareMan стремится сэкономить для "нищебродов
и крохоборов".

PS. На мой взгляд эта схема, дополненная парой регистров и индикатором
АЛС могла бы претендовать на роль ОЧЕНЬ ПРОСТОГО компьютера, как был
разрекламирован "ЮТ-88". Тем более, что никакой простотой там особенно
и не пахло. А тут - хочешь выход на телевизор, ну потерпи тормознутость,
зато представляю, кайф бы был какой при такой "спартанской" схемотехнике!



PS. А внешние картинки - пропадают! :-? Восстановил из своего архива...
Last edited by Lavr on 11 Jan 2014 15:21, edited 6 times in total.
User avatar
Lavr
Supreme God
Posts: 16622
Joined: 21 Oct 2009 15:08
Location: Россия

Post by Lavr »

Нет, ну при такой УБОГОЙ схемотехнике,
ТАКУЮ графику вполне можно было терпеть!!!

Image
User avatar
Lavr
Supreme God
Posts: 16622
Joined: 21 Oct 2009 15:08
Location: Россия

Post by Lavr »

Вот здесь на сайте Avian’s Blog схемотехника "Galaksija" хорошо разжевана.
http://www.tablix.org/~avian/blog/articles/galaksija/

Джентльмен делал "римейк" "Galaksija" для компьютерного музея.

Image

Image

В том числе графику высокого разрешения заюзал.

Image
По ссылкам на странице можно посмотреть графику в формате видео.

Он же сделал полный листинг ПЗУ, чтобы разобрать "софтверную" часть
вывода изображения на дисплей.
http://www.tablix.org/~avian/galaksija/rom/rom1.html

Кто хочет "пощупать", что за зверь эта "Galaksija", вот здесь "в одном
флаконе" два эмулятора (под DOS и под Win):
http://emulator.galaksija.org/
http://emulator.galaksija.org/GalaxyWin03.zip
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 23664
Joined: 09 Jan 2003 06:22
Location: Silicon Valley
Contact:

Post by Shaos »

перенёс в ретрокомпьютеры
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
User avatar
Lavr
Supreme God
Posts: 16622
Joined: 21 Oct 2009 15:08
Location: Россия

Немного "вкусного"

Post by Lavr »

Немного "вкусного"

Вобщем-то "Galaksija" - очень интересное программно-аппаратное решение.
Сугубо для компьютерных "нищебродов", коими мы в СССР в 80-х
годах были. Но сделано очень "вкусно", хотя, я полагаю, менее
надёжно чем "Специалист" в плане неквалифицированной сборки-
наладки. Да, я знаю, что на "Spectrum Z81" решение очень похожее,
но на ТТЛ россыпи я это вижу впервые.
Грубо говоря - основная идея следующая: а что, если вместо всякой
там "прозрачной регенерации", арбитров и прочей "схемотехнической
лабуды", поручить самому процессору выдачу байтов из памяти в
сдвиговый регистр.
Так сразу и в голове-то не укладывается!!! А когда же тогда процессору
основным делом заниматься? Оказывается и 25 процентов всего времени
процессору приемлемо-достаточно, чтобы эта поделка напоминала недо-
компьютер.
Поскольку имею некоторый опыт - охотно верю, потроша игры "Специалиста",
делал эксперимент - убирал программные задержки. Дык эти черти-персонажи
носились по экрану как электроны вокруг атома - размазываясь.
А тут задержки по условию есть - только успевай программить эффективно.
Но вернёмся к "вкусной" схемотехнике. Собственно аппаратно реализован
гененатор сдвига пикселей. Его сигнал, делённый попалам - такт для Z80.
Далее посчитаны строчная и кадровая частоты. Синхроимпульсы формируются
одновибраторами, гасящие - организуются чисто программно.
Основной цикл следующий:

Image

По кадровому импульсу Z80 получает видео-INT. Заканчивает текущую инструкцию
и переходит к обработке прерывания. По характерным сигналам
схема на триггере вырабатывает сигнал WAIT и этим тормозит процессор.
Процессор молотит такты ожидания, выдерживая гашение по кадру.
Начало строки развёртки перебрасывает триггер, отпускает процессор
в работу и вот тут-то он начинает сам хватать из видеобуфера и выдавать
в сдвиговый регистр либо напрямую, либо через знакогенератор.
Графический вариант даже упрощает всё, поскольку знакогенератор можно
выкинуть. Но памяти было маловато. Так что символьный вывод использовали
предпочтительно.
Вот так всё здорово!!! Классический "нищебродский" компьютер!!!
Я ещё не проецировал это на К580ВМ80, чтобы сказать что-либо ответственно,
но скажу вам, текст ПЗУ демонстрирует довольно нескомканный код
программного видеодрайвера. Хотя, конечно, временные интервалы там
высчитаны, похоже, точно.
http://www.tablix.org/~avian/galaksija/rom/rom1.html

Вероятно, если с этим поработали бы плотно в 80-е годы, то по аппаратным
затратам это могло бы стать популярным компом в СССР.
Но, читал я, что и в редакции "РАДИО" дело обстояло не кристально чисто...

А ничего так красавец... делать нефиг!

b2m
Devil
Posts: 895
Joined: 26 May 2003 13:57
Contact:

Re: Немного "вкусного"

Post by b2m »

Lavr wrote:Начало строки развёртки перебрасывает триггер, отпускает процессор
в работу и вот тут-то он начинает сам хватать из видеобуфера и выдавать
в сдвиговый регистр либо напрямую, либо через знакогенератор.
Вообще-то, он продолжает хавать программу обработки прерывания, а из видео-буфера считываются байты в процессе регенерации памяти, процессор лишь генерирует младший байт адреса для регенерации. А так как счётчик регенерации памяти (регистр R) увеличивается каждую команду (а они бывают разной длины), то на время вывода строки выполняются только 4-х тактовые команды.

И кстати, такт для сдвигового регистра - не поделённый пополам такт Z80, а наоборот - такт Z80 вдвое меньше пиксельклока.
Страничка эмулятора наших компьютеров
http://bashkiria-2m.narod.ru/
User avatar
Lavr
Supreme God
Posts: 16622
Joined: 21 Oct 2009 15:08
Location: Россия

Post by Lavr »

b2m wrote:И кстати, такт для сдвигового регистра - не поделённый пополам такт Z80, а наоборот - такт Z80 вдвое меньше пиксельклока.
Вроде взрослый молодой человек, а читать русским по-белому не умеет.
Lavr wrote:Собственно аппаратно реализован
генератор сдвига пикселей. Его сигнал, делённый попалам - такт для Z80.
b2m wrote:он продолжает хавать программу обработки прерывания, а из видео-буфера считываются байты в процессе регенерации памяти, процессор лишь генерирует младший байт адреса для регенерации. А так как счётчик регенерации памяти (регистр R) увеличивается каждую команду (а они бывают разной длины)
Lavr wrote:он начинает сам хватать из видеобуфера и выдавать
в сдвиговый регистр либо напрямую, либо через знакогенератор
А что регистр R не в процессоре находится?
Кто-то другой а не процессор что-ли начинает этим заниматься?
Счётчик регенерации памяти (регистр R) и младший байт адреса для регенерации выдаются процессором,
а не внешним счетчиком как в Cпеце.
В чем проблема-то?
Ну подробней ты написал, но это всё есть по ссылкам...
http://www.tablix.org/~avian/blog/archi ... galaksija/

PS. Кстати говоря, и у автора CMOS Galaksija не совсем очевидны некоторые
моменты. Схемотехнику оригинальной Galaksija он местами называет набором
"грязных трюков", характерных для ТТЛ. Поэтому я обратился к нему в блоге
показать полностью схему, а вопросы свои задал в письме лично.
А то странное противоречие получается у него:
Tomaž Šolc wrote:More stuff (schematics, photos, etc.) coming soon.
но
Tomaž Šolc wrote:Actually after finishing the high-resolution demo last week I just realized I never put the schematics on the net.
User avatar
HardWareMan
Banned
Posts: 2139
Joined: 20 Mar 2005 20:41
Location: От туда

Re: Galaksija на К580ВМ80?

Post by HardWareMan »

Lavr wrote:Кстати говоря, попалось мне упоминание, что аппаратная организация
клавиатуры в Galaksija позволяет получать код клавиши непосредственно
в ASCII без привычных для такой процедуры таблиц перекодировки.
Не проверял ещё этой возможности - но если это так, то весьма удобно...
Another interesting thing about this computer is that the each key on the keyboard is mapped in ASCII order to a memory location.
В РКшке же так же. Из-за этого разводка кнопок в положении ЙЦУКЕН очень проблематична. В спеце же тупо матрица и таблица перекодировки.
User avatar
Lavr
Supreme God
Posts: 16622
Joined: 21 Oct 2009 15:08
Location: Россия

2_HardWareMan

Post by Lavr »

2_HardWareMan
Ты б лучше что-нить злое и критическое по Galaksija на К580ВМ80 залил. :wink:
А то я переживаю за идею, панемаишь. Не считал ещё, но есть ощущение
что для видео-вывода это почти на краю по скорости и без WAIT-a.
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 23664
Joined: 09 Jan 2003 06:22
Location: Silicon Valley
Contact:

Post by Shaos »

ища инфу про микрософтовские бейсики и их отношение к советским компьютерам, наткнулся на утверждение, что бейсик галаксии был сделан на основе микрософтовского - проверил, и точно:


> cmp8080 galaksij.bin trs80-l1.rom
galaksij.bin loaded : 4096 bytes
trs80-l1.rom loaded : 4096 bytes
42.11 percent copy (max=78 maxa=0x0C15 maxb=0x0DC9)


galaksij.bin - это ROM1.BIN из состава эмулятора галаксии
trs80-l1.rom - это ROM от TRS-80 LEVEL1 в котором сидит микрософт-бейсик
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
User avatar
Lavr
Supreme God
Posts: 16622
Joined: 21 Oct 2009 15:08
Location: Россия

Post by Lavr »

Shaos wrote: ...наткнулся на утверждение, что бейсик галаксии был сделан на основе микрософтовского - проверил, и точно:...
А прямую ссылочку не дашь? Интересно прям! Да неравнодушен я к "Галаксии"...
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 23664
Joined: 09 Jan 2003 06:22
Location: Silicon Valley
Contact:

Post by Shaos »

Lavr wrote:
Shaos wrote: ...наткнулся на утверждение, что бейсик галаксии был сделан на основе микрософтовского - проверил, и точно:...
А прямую ссылочку не дашь? Интересно прям! Да неравнодушен я к "Галаксии"...
http://en.wikipedia.org/wiki/Galaksija_BASIC
Galaksija BASIC was the BASIC interpreter of the Galaksija build-it-yourself home computer from Yugoslavia. While being partially based on code taken from TRS-80 Level 1 BASIC, which the creator believed to have been a Microsoft BASIC,[1] the extensive modifications of Galaksija BASIC—such as to include rudimentary array support, video generation code (as the CPU itself did it in absence of dedicated video circuitry) and generally improvements to the programming language—is said to have left not much more than flow-control and floating point code remaining from the original.
о - LEVEL1 это не микрософтовский бейсик!
микрософтовский - это TRS-80 Level II BASIC...
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
User avatar
fifan
Devil
Posts: 898
Joined: 06 Oct 2006 10:17
Location: г.Лянтор,Сургутского р-на,ХМАО
Contact:

Re: Galaksija

Post by fifan »

А это интересная мысль повторить Галаксию в Протеусе. Я собрал новую версию данного компьютера, спаял, включаю и ... ничего. Нужно тестировать микросхемы, благо у меня все на панельках. Начну наверное с Z80, т.к. остальные микросхемы я худо бедно раньше уже протестировал. Если интересно, могу представить схему.
User avatar
Lavr
Supreme God
Posts: 16622
Joined: 21 Oct 2009 15:08
Location: Россия

Re: Galaksija

Post by Lavr »

fifan wrote:А это интересная мысль повторить Галаксию в Протеусе. Я собрал новую версию данного компьютера, спаял, включаю и ... ничего. Нужно тестировать микросхемы, благо у меня все на панельках. Начну наверное с Z80, т.к. остальные микросхемы я худо бедно раньше уже протестировал. Если интересно, могу представить схему.
Да я видел, что ты там на ZX-PK.RU делал. Только я не собираюсь повторять Галаксию в Протеусе.

А что я собираюсь делать, я написал:
Lavr wrote:Мне лично интересны 2 вещи: реализовать идеологию Галаксии (а может быть zx81) на процессоре 580ВМ80 без специфики z80.
И вторая мысль: использовать отдельный 580ВМ80 в качестве счетчиков, если это осуществимо...
Xотя Галаксия в общем-то ближе к zx80, на мой взгляд.
iLavr
User avatar
fifan
Devil
Posts: 898
Joined: 06 Oct 2006 10:17
Location: г.Лянтор,Сургутского р-на,ХМАО
Contact:

Re: Galaksija

Post by fifan »

Очень похош, а кто у кого схему спёр? У югославов?
Post Reply