Книга "The ZX Spectrum ULA" и Harlequin

Старый спектрумистский форум

Moderator: Shaos

User avatar
Shaos
Admin
Posts: 24067
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Post by Shaos »

Mixa64 wrote:А так да, на хоботе сам разработчик и рассказывает про него. Оторохов.
И чего рассказывает?

P.S. Т34ВГ1 на ебее купить можно :o
Last edited by Shaos on 07 Jun 2013 06:01, edited 1 time in total.
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 24067
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Post by Shaos »

MC68k wrote:ну тогда получается, что это столичная ветка львовского варианта, а в Краснодар он пришел через Харьков
А тогда что за "москва" на твоей фотке? Там явно нету 16 микросхем памяти...
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 24067
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Post by Shaos »

HardWareMan wrote:74х161 это 1533ИЕ10. Какой аналог есть для 74х163? ИЕ10 у нас были и много.
Вроде ИЕ18
HardWareMan wrote:PS Я когда их использую, я никогда не использую ногу сброса, только ногу загрузки, а входы данных зануляю. ;)
Я смотрю народ у 161 именно вход сброса использует (в спекибобе и харлекине)
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
User avatar
Lavr
Supreme God
Posts: 16689
Joined: 21 Oct 2009 08:08
Location: Россия

Post by Lavr »

Shaos wrote:
Mixa64 wrote:А так да, на хоботе сам разработчик и рассказывает про него. Оторохов.
И чего рассказывает?
Ну всю историю он рассказывает - "откель есть пошел Т34ВМ1 и где вместе с ВГ1 он на Руси
начал княжити...
" :wink:

Для книжки стиля "Приключения..." материала вполне хватает! :lol:
iLavr
User avatar
MC68k
Retired
Posts: 1328
Joined: 25 Jul 2011 00:14
Location: WWW

Post by MC68k »

Shaos wrote:
MC68k wrote:ну тогда получается, что это столичная ветка львовского варианта, а в Краснодар он пришел через Харьков
А тогда что за "москва" на твоей фотке? Там явно нету 16 микросхем памяти...
все там есть, присмотрись хорошо.
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 24067
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Post by Shaos »

MC68k wrote:
Shaos wrote:
MC68k wrote:ну тогда получается, что это столичная ветка львовского варианта, а в Краснодар он пришел через Харьков
А тогда что за "москва" на твоей фотке? Там явно нету 16 микросхем памяти...
все там есть, присмотрись хорошо.
Да - похоже есть :)
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
User avatar
MC68k
Retired
Posts: 1328
Joined: 25 Jul 2011 00:14
Location: WWW

Post by MC68k »

а что по этому поводу думает товарищ Black_Cat?
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 24067
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Post by Shaos »

Shaos wrote:
HardWareMan wrote:74х161 это 1533ИЕ10. Какой аналог есть для 74х163? ИЕ10 у нас были и много.
Вроде ИЕ18
HardWareMan wrote:PS Я когда их использую, я никогда не использую ногу сброса, только ногу загрузки, а входы данных зануляю. ;)
Я смотрю народ у 161 именно вход сброса использует (в спекибобе и харлекине)
А в русские спектрумы все сували ИЕ7 (74xx193 - четырёхразрядные счётчики в обе стороны).
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
User avatar
MC68k
Retired
Posts: 1328
Joined: 25 Jul 2011 00:14
Location: WWW

Post by MC68k »

ты предлагаешь сделать как в Орионе?

163 есть где-то у меня, мотороловские, не знаю сколько штук и хватит ли на развертки. есть желание 590 счетчик попробовать.
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 24067
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Post by Shaos »

Обнаружил тут 8-битные счётчики - 74ALS867 и 74ALS879 (один с асинхронным сбросом, другой с синхронным) :o

P.S. Видимо асинхронный сброс удобнее, т.к. считает ровно N, что удобнее когда надо считать до "круглых" величин, хоть и с "иголкой" в момент сброса, а синхронный сброс считает N+1 раз, т.е. чтобы досчитать до 240 надо выделять 239, что неудобно в железячном плане.
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
User avatar
MC68k
Retired
Posts: 1328
Joined: 25 Jul 2011 00:14
Location: WWW

Post by MC68k »

с какого перепуга 240? 224 видимых и 262.5 в кадре

Ouch...
wiki wrote:NTSC color encoding is used with the System M television signal, which consists of 29.97 interlaced frames of video per second. Each frame is composed of two fields, each consisting of 262.5 scan lines, for a total of 525 scan lines. 483 scan lines make up the visible raster. The remainder (the vertical blanking interval) are used for synchronization and vertical retrace. This blanking interval was originally designed to simply blank the receiver's CRT to allow for the simple analog circuits and slow vertical retrace of early TV receivers.
241.5->241->240+1
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 24067
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Post by Shaos »

MC68k wrote:с какого перепуга 240? 224 видимых и 262.5 в кадре
Это я как пример привёл :)

В случае спектрума считают 448 точек в строке при 312 строках для PAL и 264 для NTSC
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 24067
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Post by Shaos »

Читаю книжу - ох и накосячили они в ранних версиях ULA :)
Потом все эти косяки пришлось перетаскивать за уши в следующие версии, чтобы не сломать совместимость уже существующих программ.

Ещё для меня стало открытием, что спектрум читает из видеопамяти по 4 байта в каждом нечётном знакоместе - 2 байта пикселы и 2 байта их атрибуты (2 соседних будущих знакоместа). Соответственно процессор висит не всё время пока картинка выводится, а через знакоместо - в отличие от того же SpeccyBob-a...

P.S. Однако Harlequin всё-таки по одному знакоместу обрабатывает - экономили на корпусах видать, но это не помешало получить тайминги очень похожие на оригинальный ZX-Spectrum.

P.P.S. Кстати спектрумы +2 и +3 уже всё по правилам делали - задерживали процессор с помощью WAIT, а не химичиньем с тактированием проца.
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
User avatar
Black_Cat
Doomed
Posts: 460
Joined: 23 Nov 2007 15:53
Location: Saint Petersburg, Russia

Post by Black_Cat »

Shaos wrote:Ещё для меня стало открытием, что спектрум читает из видеопамяти по 4 байта в каждом нечётном знакоместе - 2 байта пикселы и 2 байта их атрибуты (2 соседних будущих знакоместа). Соответственно процессор висит не всё время пока картинка выводится, а через знакоместо - в отличие от того же SpeccyBob-a...
Имхо, чёт ты не то прочитал..
"Очень трудно найти чёрную кошку в тёмной комнате... особенно, если её там нет.", "Forever!". :wink:
zx.clan.su - Soviet Union ZX Spectrum Community - форум посвящённый развитию Спека.
User avatar
Black_Cat
Doomed
Posts: 460
Joined: 23 Nov 2007 15:53
Location: Saint Petersburg, Russia

Post by Black_Cat »

MC68k wrote:а что по этому поводу думает товарищ Black_Cat?
А чё спрашивать у товарища Black_Cat? Я дал вам инструментарий - применяйте его и делайте выводы сами, для того инструментарий и разрабатывался, чтоб не зависеть от экспертов и "экспертов" :) . Можете отслеживать эволюционные пути по сравнению схемотехники, маркировки сигналов и нумерации элементов на схемах, по годам выпуска компов на шильдах или на микросхемах, и самостоятельно рисовать дерево развития отечественных клонов Спектрума. При этом необходимо иметь ввиду, что изначально схема Львовского прототипа была автором вывезена в Ленинград, Москву и Новосибирск, поэтому самые ранние двухполевые клоны происходят именно из Львова, Москвы и Новосибирска. Что стало со схемой вывезенной в Ленинград - данных нет. Кроме того была ещё конкурирующая прибалтийская разработка, которую начали даже раньше Львовского прототипа, но не смогли разобраться в строении ULA, пока им не показали действующий Львовский прототип. Эта разработка вылилась в клон Балтик, имевший однополевую память и нестандартные времянки, на основе которого впоследствии выпускались клоны на БМК у нас и в Чехии.
"Очень трудно найти чёрную кошку в тёмной комнате... особенно, если её там нет.", "Forever!". :wink:
zx.clan.su - Soviet Union ZX Spectrum Community - форум посвящённый развитию Спека.