Текстовый режим в Орионе

Компьютер Орион-128 (1990) расширяемый до 256 КБ и его развитие

Moderator: Shaos

User avatar
Error404
Maniac
Posts: 269
Joined: 05 Oct 2006 04:45
Location: Moscow

Re: Текстовый режим в Орионе

Post by Error404 »

Error404 wrote: Вот такой еще есть проект, на PIC32, уже VGA, но все еще монохромный:
Мне вот кстати не понятно отчего авторы все время "монохромят".
Нет, понимаю, что "каждая точка своим цветом" (т.е. все символы разноцветные) это может и сложновастенько выходит на простеньких контроллерах (и доп памяти надо, и обрабатывать покраску символа), но добавив всего один внешний регистр и одну ячейку памяти в контроллере на каждую строку символов (т.е. 25 байт в ОЗУ) можно легко ввести "каждая строка своим цветом" - а ведь это то что надо для текстовых терминалов: и покраска всего окна (черный не всем нравится), и разных строк статуса в разные цвета. И времени на покраску у контроллера это не займет (усложнения практически нет) - всего то надо во время обратного хода луча выставлять в добавленный внешний регистр значение из тех 25 ячеек памяти (которым и будет покрашена вся строка). И цвет+фон можно реализовать в одном и том же регистре
Last edited by Error404 on 16 Jan 2017 07:35, edited 3 times in total.
Всем добра!
alemorf
Senior
Posts: 132
Joined: 03 Jan 2017 08:58
Location: SPb

Re: Текстовый режим в Орионе

Post by alemorf »

Error404 wrote:Сложновато получится, особенно с атрибутами символов (цветами). И при этом останется вывод на ТV и разрешение Ориона (т.е. бедно выглядящий шрифт 6х10)
С атритуртами нет. В Орионе вычитывается сразу 16 бит из памяти. 8 бит отдаем под символ, а 8 бит уже заведены на цвет. Мы получим 16 цветов фона, 16 цветов символов.

Шрифт будет любое кол-во пикселей в ширину.

Получится текстовый режим 32x32 16 цветов 8 страниц.

Итого ПЗУ + мультиплексор на линии адреса Y0,Y1,Y2. Что бы их занулить в текстовом режиме (подать туда номер активной страницы). Буфер АП6, который будет мультиплексором вместе с выходами ПЗУ переводимыми в Z-состоение.

(И надо посмотреть, что бы регенерация памяти продолжала работать. РУ5 требует регерации по 7 битам. А отрезанные линии Y0,Y1 могуть быть 5,6 битами регенерации.)

(Можно еще 64x32 2 цвета придумать)
Last edited by alemorf on 16 Jan 2017 07:49, edited 2 times in total.
alemorf
Senior
Posts: 132
Joined: 03 Jan 2017 08:58
Location: SPb

Re: Текстовый режим в Орионе

Post by alemorf »

Error404 wrote:Мне вот кстати не понятно отчего авторы все время "монохромят".
Есть догадка/предположение. Может быть потому что у авторов нет RGB входа. Они свои контроллеры к композитному входу подключают.
User avatar
Error404
Maniac
Posts: 269
Joined: 05 Oct 2006 04:45
Location: Moscow

Re: Текстовый режим в Орионе

Post by Error404 »

alemorf wrote:
Error404 wrote:Сложновато получится, особенно с атрибутами символов (цветами). И при этом останется вывод на ТV и разрешение Ориона (т.е. бедно выглядящий шрифт 6х10)
С атритуртами нет. В Орионе вычитывается сразу 16 бит из памяти. 8 бит отдаем под символ, а 8 бит уже заведены на цвет. Мы получим 16 цветов фона, 16 цветов символов.

Шрифт будет любое кол-во пикселей в ширину.

Получится текстовый режим 32x32 16 цветов 8 страниц.

Итого ПЗУ + мультиплексор на линии адреса Y0,Y1,Y2. Что бы их занулить в текстовом режиме (подать туда номер активной страницы). Буфер АП6, который будет мультиплексором вместе с выходами ПЗУ переводимыми в Z-состоение.

(Можно еще 64x32 2 цвета придумать)
Да, теперь понимаю что имеется в виду. Не сильно сложно, верно. Извлекаемый байт из каждой восьмой строки использовать не для вывода на экран, а для адресации в ПЗУ (из которой 8 строк соответствующих тому символу и выводить на экран).
Но все равно при Орионовском пиксельклоке (и штатной строке в 384 точки) получится максимум 48 символа в строке, а это мало очень.
Символы же должны быть шириной в 8 точек? Пропорционально вычитываемому из ex-видеоОЗУ байту.
Всем добра!
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 24078
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Re: Текстовый режим в Орионе

Post by Shaos »

alemorf wrote:
Error404 wrote:Мне вот кстати не понятно отчего авторы все время "монохромят".
Есть догадка/предположение. Может быть потому что у авторов нет RGB входа. Они свои контроллеры к композитному входу подключают.
Угу - если делают американцы для американских телеков, то у нас нету скартов - только композитный вход и S-video (для того чтобы RGB в них перевести нужна $10 микруха с обвязкой), компонентный вход (на него я самоделок пока не видел) и вот теперь HDMI (который в самоделке поддержать разве что путем приделывания роспбери-пая можно). Есть еще VGA (там как раз RGB) - но на него мало кто руку смеет поднимать :)
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
User avatar
Error404
Maniac
Posts: 269
Joined: 05 Oct 2006 04:45
Location: Moscow

Re: Текстовый режим в Орионе

Post by Error404 »

alemorf wrote:
Error404 wrote:Мне вот кстати не понятно отчего авторы все время "монохромят".
Есть догадка/предположение. Может быть потому что у авторов нет RGB входа. Они свои контроллеры к композитному входу подключают.
Те которые композит - да.
А вот например этот VGA (на PIC32), что я постом ранее упоминал, там около разъема VGA 3 джампера "SELECT COLOUR" - так туда регистр прямо таки просится. :)

Всем добра!
alemorf
Senior
Posts: 132
Joined: 03 Jan 2017 08:58
Location: SPb

Re: Текстовый режим в Орионе

Post by alemorf »

Error404 wrote:Но все равно при Орионовском пиксельклоке (и штатной строке в 384 точки) получится максимум 48 символа в строке, а это мало очень.
Ой. Так же 384 точки, 48 байт. Получается 48 символов в ширину. что не так и плохо. У Спектурма вообще 32 символа в ширину было.

Это кстати предел разрешения обычных (старых) телевизоров. Как предел полосы пропускания ВЧ тракта (8 МГц. Орион уже не влазит.), так и ограничение количества отверстий в теневой маске кинескопа.


Если атрибуты тоже использовать для вывода символов, то в строке может быть 96 чернобелых символов. В схему добавится еще триггер+мультиплексор.
Error404 wrote:Символы же должны быть шириной в 8 точек? Пропорционально вычитываемому из ex-видеоОЗУ байту.
Не обязательно. Символов будет 48 в строке. Столько байт мы читаем из памяти за строку. А количество точек в символе определяется частотой тактового сигнала сдвигового регистра. Сделать 8 точек удобнее всего, но можно и 16 точек в ширину сделать.
User avatar
Error404
Maniac
Posts: 269
Joined: 05 Oct 2006 04:45
Location: Moscow

Re: Текстовый режим в Орионе

Post by Error404 »

alemorf wrote: Ой. Так же 384 точки, 48 байт. Получается 48 символов в ширину. что не так и плохо. У Спектурма вообще 32 символа в ширину было.

Это кстати предел разрешения обычных (старых) телевизоров. Как предел полосы пропускания ВЧ тракта (8 МГц. Орион уже не влазит.), так и ограничение количества отверстий в теневой маске кинескопа.


Если атрибуты тоже использовать для вывода символов, то в строке может быть 96 чернобелых символов. В схему добавится еще триггер+мультиплексор.
Error404 wrote:Символы же должны быть шириной в 8 точек? Пропорционально вычитываемому из ex-видеоОЗУ байту.
Не обязательно. Символов будет 48 в строке. Столько байт мы читаем из памяти за строку. А количество точек в символе определяется частотой тактового сигнала сдвигового регистра. Сделать 8 точек удобнее всего, но можно и 16 точек в ширину сделать.
В принципе, учитывая что были и схемы расширения экрана (у меня например на журнальных Орионах128 - что на старом что на новодельном - экран расширен до 480 точек по популярной схеме, а на Орионе-ПРО расширенный режим 512 точек), то можно будет отображать 60/64 символа, что уже не так и мало.

А если понадобится 80х25, то всегда можно портом переключиться в исходный графический режим и прочитать "стандартный текст 80 в строке" с программным драйвером консоли.
Всем добра!
User avatar
Error404
Maniac
Posts: 269
Joined: 05 Oct 2006 04:45
Location: Moscow

Re: Текстовый режим в Орионе

Post by Error404 »

Кстати, для варианта VGA на PIC32 на странице автора есть исходники (в конце страницы):

http://geoffg.net/terminal.html

так что у кого руки прямые, можно доработать. (Там и коды управляющие бы надо расширить).


PS. но цена PIC32.... 400 рублей за штучку у той модели. За такие бабки уже можно PI Zero купить и прикрутить в качестве терминала на HDMI. :)
Всем добра!
User avatar
fifan
Devil
Posts: 912
Joined: 06 Oct 2006 03:17
Location: г.Лянтор,Сургутского р-на,ХМАО

Re: Текстовый режим в Орионе

Post by fifan »

А почему выбор пал на ч/б вариант, там же на сайте есть и цветной (http://geoffg.net/MaximiteDesign.html).
Andy6zx
Fanat
Posts: 58
Joined: 22 Apr 2015 06:56
Location: Киров

Re: Текстовый режим в Орионе

Post by Andy6zx »

fifan wrote:А почему выбор пал на ч/б вариант, там же на сайте есть и цветной (http://geoffg.net/MaximiteDesign.html).
Наверное потому, что это только терминал, а цветной- это полноценный микрокомпьютер со встроенным basic-ом. Этакий современный ZX-Spectrum/
angry_troll
Doomed
Posts: 449
Joined: 08 Apr 2013 04:04
Location: 213.247.249.139

Re: Текстовый режим в Орионе

Post by angry_troll »

Shaos wrote:HDMI (который в самоделке поддержать разве что путем приделывания роспбери-пая можно)
Не всё так плохо. Есть мсх типа SiI1162 -- dvi-передатчик, на входе РГБ 24 проводами и синхры, на выходе DVI, который HDMI без звука и копирастии :)
От других производителей тоже есть мсх. Ну и наконец, вполне сносно работает ЛВДС альтерный, подключённый к хдми-дви напрямую, хотя это нарушение всех спецификаций (я сам не пробовал, потому на уровне "одна бабка сказала").
привет засранцу лавру :)
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 24078
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Re: Текстовый режим в Орионе

Post by Shaos »

Нету у нас такой микросхемы :(
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
angry_troll
Doomed
Posts: 449
Joined: 08 Apr 2013 04:04
Location: 213.247.249.139

Re: Текстовый режим в Орионе

Post by angry_troll »

Shaos wrote:Нету у нас такой микросхемы :(
ну вам ебай и алихпресс может и блочат выдачу по такому поиску, а вот нам -- нет. :)
привет засранцу лавру :)
User avatar
Error404
Maniac
Posts: 269
Joined: 05 Oct 2006 04:45
Location: Moscow

Re: Текстовый режим в Орионе

Post by Error404 »

fifan wrote:А почему выбор пал на ч/б вариант, там же на сайте есть и цветной (http://geoffg.net/MaximiteDesign.html).
Да, как выше ответили, цель не съэмулировать Орион в жирном РIС-е, а малой кровью (на дешевой старинной элементной базе с небольшим количеством корпусов) присандалить к Ориону текстовый адаптер VGA (желательно цветной) в формате платы расширения.

В качестве простейшего решения было бы присандалить к вышеупоминавшейся схеме на Мега128+580ВГ75
viewtopic.php?p=133474#p133474
вместо Меги128 (которая используется как текстовый буфер и опционально процессор кодов VT52/100) двухпортовое статическое ОЗУ. Или еще проще - обычное статическое ОЗУ с приоритетом доступа у хоста(Ориона) - цена за такое радикальное упрощение будет лишь небольшое мерцание (вероятностное) некоторых символов в момент записи с хоста, которое будет правктически незаметно т.к. будет возникать только в текущем кадре и сразу устраняться на первом же статическом кадре (когда комп ничего не выводит на экран - а это бОльшая часть времени).

Либо что-то на недорогом контроллере (типа Атмег за 1$) - исключительно в варианте "всё в одном чипе", ибо нафига городить контроллер мощнее Ориона втрое, если к нему еще и целый лапоть обвязки надо.
Всем добра!