Графический "сопроцессор" на ардуино - реально ли?

Старый спектрумистский форум

Moderator: Shaos

User avatar
Shaos
Admin
Posts: 23989
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Re: Графический "сопроцессор" на ардуино - реально ли?

Post by Shaos »

Lavr wrote:А я хотел для "Специалиста" совсем другой графический сопроцессор, который бы совсем освобождал
бы центральный процессор от вывода графики.
А монитор ты тоже перепишешь, чтобы он буковки выводил через команды сопроцессора? ;)

Или имеется ввиду врезание быстрого сопроцессора в схему так, чтобы он писал во всю ту же видеопамять?
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
User avatar
Lavr
Supreme God
Posts: 16676
Joined: 21 Oct 2009 08:08
Location: Россия

Re: Графический "сопроцессор" на ардуино - реально ли?

Post by Lavr »

Shaos wrote:
Lavr wrote:А я хотел для "Специалиста" совсем другой графический сопроцессор, который бы совсем освобождал
бы центральный процессор от вывода графики.
А монитор ты тоже перепишешь, чтобы он буковки выводил через команды сопроцессора? ;)
А почему бы и нет? :roll: И у Спектрума, и у Специалиста Монитор-ы стандартизированы, причем у Спектрума
для совместимости он стал "законом" даже с ошибками!
Переписать придётся от силы 2 функции: вывод символа на экран и чтение символа с экрана - остальные
функции завязаны на них. Причем я даже не знаю, есть ли у Спектрума чтение с экрана...
Функции станут гораздо короче: номер функции для графического сопроцессора, символ, цвет, координаты.
Shaos wrote:Или имеется ввиду врезание быстрого сопроцессора в схему так, чтобы он писал во всю ту же видеопамять?
Я думаю, что лучше графическому сопроцессору иметь свою быструю современную память.
И видеовыход свой в формате VGA, к примеру.
А центральный процессор может запросить: байт, позиция байта, если надо.
Вся память на борту Спектрума или Специалиста становится в этом случае обычным ОЗУ.
iLavr
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 23989
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Re: Графический "сопроцессор" на ардуино - реально ли?

Post by Shaos »

Ну кроме бейсика в ПЗУ придётся ведь ещё и все игры переделывать, который по старому пишут в видеопамять
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
User avatar
Lavr
Supreme God
Posts: 16676
Joined: 21 Oct 2009 08:08
Location: Россия

Re: Графический "сопроцессор" на ардуино - реально ли?

Post by Lavr »

Shaos wrote:Ну кроме бейсика в ПЗУ придётся ведь ещё и все игры переделывать, который по старому пишут в видеопамять
Я с тобой совершенно согласен, просто меня не беспокоили игры от слова СОВСЕМ!
Мне очень хотелось поднять скорость своих расчетов, а поскольку я посмотрел всё
отладчиком, я увидел, что больше всего тормозит отрисовка графики.
Поэтому и возникла мысль об отдельном процессоре для графики.

С той точки зрения, чтобы улучшить графику Спектрума, и добавить новые графические
возможности, сохраняя полную совместимость с имеющимся ПО, то решение, о котором
ты тут рассказал - безусловно лучше!
Тем более, оно позволяет не вмешиваться в схемотехнику раритетных ныне компьютеров.
iLavr
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 23989
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Re: Графический "сопроцессор" на ардуино - реально ли?

Post by Shaos »

Ну тогда проще совсем новый комп разработать, если на весь существующий софт наплювать :)

С уже другим более нормальным процессором ;)

P.S. А я как-нибудь потом поиграюсь таки с FPGA, чтобы выжать из старичка ZX-спектрума новые графические режимы с 3D ;)
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
Santa
Novelist
Posts: 25
Joined: 18 Feb 2006 08:19

Re: Графический "сопроцессор" на ардуино - реально ли?

Post by Santa »

Вот добавили испанцы в 128й музыкальный сопроцессор AY
У него свои команды.
Никто не кинулся переписывать существующий софт, заменять бипер на AY.
Стали писать новые игры, для которых использовали AY.
Так и тут - хотелось реализовать на современном недорогом микроконтроллере графический сопроцессор, легко прикручиваемый к реальным Спектрумам. С новыми командами, отдаваемыми через отдельный порт. Чтобы люди писали под него новые игры, с быстрой 3D графикой, быстрыми большими спрайтами.
Если я правильно понял, данную идею всё же можно реализовать для новоделов со статическим ОЗУ.
User avatar
Lavr
Supreme God
Posts: 16676
Joined: 21 Oct 2009 08:08
Location: Россия

Re: Графический "сопроцессор" на ардуино - реально ли?

Post by Lavr »

Shaos wrote:Ну тогда проще совсем новый комп разработать, если на весь существующий софт наплювать :)С уже другим более нормальным процессором ;)
А в то время, когда я продумывал эту идею, "более нормального процессора" нежели К580ВМ80 практически не было. :wink:
Возможно, у счастливчиков был z80, может быть где-то существовал 1801ВМ1 - я про него даже не слышал тогда.

Почему я не взялся это делать: по моим примерным прикидкам центральный К580ВМ80 будет сильно опережать
графический К580ВМ80, и затыкаться в ожидании, когда освободится очередь графических команд.
Никто же так и не сдвинул до дела эту ветку: viewtopic.php?f=46&t=7540 8)

Это сейчас всё так просто: "возьми процессор пошустрее и память побыстрее"... :lol:
iLavr
User avatar
Lavr
Supreme God
Posts: 16676
Joined: 21 Oct 2009 08:08
Location: Россия

Re: Графический "сопроцессор" на ардуино - реально ли?

Post by Lavr »

Santa wrote:Если я правильно понял, данную идею всё же можно реализовать для новоделов со статическим ОЗУ.
Можно, но это не будет тот старый классический Спектрум. Это будет клон-новодел, а их и так очень много наплодили.
А для чего? Да при современной технике есть тот кайф, что классический Спектрум можно упихать в минимальное
число микросхем, в идеале - в одну ПЛИС. :wink:
iLavr
User avatar
Lavr
Supreme God
Posts: 16676
Joined: 21 Oct 2009 08:08
Location: Россия

Re: Графический "сопроцессор" на ардуино - реально ли?

Post by Lavr »

Shaos wrote:С уже другим более нормальным процессором ;)
Кстати... я не знаю, все ли помнят, но один из первых видеопроцессоров, расширяющих графику ZX Spectrum,
во времена былинные предлагалось выполнить на основе игровой приставки "Денди": :roll:
Подключение DENDY'евского видеопроцессора к ZX Spectrum.

Потому как приставка "Денди" в итоге выродилась вот в такой кристалл:

Image

и он по-любому не увеличил бы объёмов оригинального ZX Spectrum! 8)

Идея была очень хорошо проработана: движок "Денди" рисует фоны для игр ZX Spectrum, получая команды
от Z80. Видео-движок "Денди" очень быстрый, потому как спрайтовый.

Я по этим статьям изучал аппаратные особенности и схемотехнику "Денди", поскольку всё было подробно
и на русском языке.
Ну и программирование 6502 с примерами автор довольно хорошо рассказал. :kruto:
iLavr
Santa
Novelist
Posts: 25
Joined: 18 Feb 2006 08:19

Re: Графический "сопроцессор" на ардуино - реально ли?

Post by Santa »

Lavr wrote:Я по этим статьям изучал аппаратные особенности и схемотехнику "Денди", поскольку всё было подробно
и на русском языке.
Ну и программирование 6502 с примерами автор довольно хорошо рассказал. :kruto:
А что за статьи? По ссылке лишь пожелание "а вот бы сделать"
User avatar
Lavr
Supreme God
Posts: 16676
Joined: 21 Oct 2009 08:08
Location: Россия

Re: Графический "сопроцессор" на ардуино - реально ли?

Post by Lavr »

Santa wrote:
Lavr wrote:Я по этим статьям изучал аппаратные особенности и схемотехнику "Денди", поскольку всё было подробно
и на русском языке.
Ну и программирование 6502 с примерами автор довольно хорошо рассказал. :kruto:
А что за статьи? По ссылке лишь пожелание "а вот бы сделать"
А это был какой-то журнал самодельный, ZX-Ревю, кажется, что-ли...
Там цикл статей написал человек, известный в тусовке ZX-Спектрум в те годы.
Фамилию его я, к сожалению не помню, а все материалы у меня на старом ноутбуке...

Ссылку выше я просто нагуглил по сочетанию "ZX-Спектрум" и "Денди".


P.S. Если погуглить чуть настырнее, эта статья легко находится, автор - Сергей Веремеенко.
https://zxpress.ru/book_articles.php?id=361
Shaos автора, вероятно, знает, поскольку это - его земляк из Ё-Бурга... :wink:
iLavr
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 23989
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Re: Графический "сопроцессор" на ардуино - реально ли?

Post by Shaos »

Ну в Ёбурге и окрестностях живёт больше 2 миллионов человек - я честно их всех не знаю :roll:
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
User avatar
Lavr
Supreme God
Posts: 16676
Joined: 21 Oct 2009 08:08
Location: Россия

Re: Графический "сопроцессор" на ардуино - реально ли?

Post by Lavr »

Shaos wrote:Ну в Ёбурге и окрестностях живёт больше 2 миллионов человек - я честно их всех не знаю :roll:
Но это ж известный в прошлом спектрумист! Ты его просто обязан знать! Ё-маё... я и то - знаю... :lol:
iLavr
Santa
Novelist
Posts: 25
Joined: 18 Feb 2006 08:19

Re: Графический "сопроцессор" на ардуино - реально ли?

Post by Santa »

А как организовать порт с висящей на нём ардуинкой, чтобы отдавать туда и забирать оттуда пачки байтиков?
User avatar
Lavr
Supreme God
Posts: 16676
Joined: 21 Oct 2009 08:08
Location: Россия

Re: Графический "сопроцессор" на ардуино - реально ли?

Post by Lavr »

Santa wrote:А как организовать порт с висящей на нём ардуинкой, чтобы отдавать туда и забирать оттуда пачки байтиков?
Если это вы хотите "отдавать туда и забирать оттуда пачки байтиков ардуинкой" помимо z80 - то никак,
потому что для этого нужен режим ПДП (или DMA).

Если же сам z80 "отдаёт оттуда и принимает туда пачки байтиков от ардуинки", то это проще - на свободном
месте в пространстве УВВ ставим два буфера - на ввод и на вывод, ну и можно прерывание задействовать,
чтобы z80 не тормозил, опрашивая порты постоянно, а занялся ими тогда, когда это просит ваша ардуинка.
iLavr