Мобильная запись звука
Moderator: Shaos
-
- Retired
- Posts: 490
- Joined: 16 Mar 2002 17:00
Мобильная запись звука
Незнаю уже, куда приткнуть тему, пусть начнёт жизнь в курилке:)
Пытаюсь придумать какое-либо бюджетное решение для мобильной записи звука (всякие шумы для звуковых эффектов). Народ обычно для этого использует ноутбук + внешнюю звуковую карту + микрофон. Всё это стоит неслабых денег и не очень-то мобильно (а в нашей стране с таким комплектом бегать с микрофоном по улице - вообще опасно:). Да и дома писать таким образом неудобно. А с компа - затруднительно, т.к. его не будешь каждый раз таскать, допустим, в туалет (шнуры удлинять - затея не особо хорошая).
Хотелось-бы найти более простое и дешёвое решение. Требования не особо высокие - запись звука без сжатия, 44-48кГц, 16-24 бита, моно вполне хватит. Редактировать 'на ходу' необязательно. Время записи - хотя-бы полчаса (~160-350мб). Приличный ADC и микрофонный предусилитель (чем меньше шумов - тем лучше).
Насчёт всяких мобильников и mp3 плееров/цифровых диктофонов думал. У них очень редко встречается микрофонный-линейный вход, запись шумная, и со сжатием, что фигово.
Думал о кпк (имею покет пц). Вариант был-бы хорошим - и карточка большая, и на лету редактировать можно... Но нет ни микрофонного, ни линейного входа, а судя по записи со встроенного микрофона, ADC там ужасный. Искал что-нибудь про какие-либо CF-адаптеры - звуковые карты, либо про bluetooth-микрофоны (не гарнитуры) - ничего не нашёл.
Вобщем, м.б. кто-то подаст идею?
Пытаюсь придумать какое-либо бюджетное решение для мобильной записи звука (всякие шумы для звуковых эффектов). Народ обычно для этого использует ноутбук + внешнюю звуковую карту + микрофон. Всё это стоит неслабых денег и не очень-то мобильно (а в нашей стране с таким комплектом бегать с микрофоном по улице - вообще опасно:). Да и дома писать таким образом неудобно. А с компа - затруднительно, т.к. его не будешь каждый раз таскать, допустим, в туалет (шнуры удлинять - затея не особо хорошая).
Хотелось-бы найти более простое и дешёвое решение. Требования не особо высокие - запись звука без сжатия, 44-48кГц, 16-24 бита, моно вполне хватит. Редактировать 'на ходу' необязательно. Время записи - хотя-бы полчаса (~160-350мб). Приличный ADC и микрофонный предусилитель (чем меньше шумов - тем лучше).
Насчёт всяких мобильников и mp3 плееров/цифровых диктофонов думал. У них очень редко встречается микрофонный-линейный вход, запись шумная, и со сжатием, что фигово.
Думал о кпк (имею покет пц). Вариант был-бы хорошим - и карточка большая, и на лету редактировать можно... Но нет ни микрофонного, ни линейного входа, а судя по записи со встроенного микрофона, ADC там ужасный. Искал что-нибудь про какие-либо CF-адаптеры - звуковые карты, либо про bluetooth-микрофоны (не гарнитуры) - ничего не нашёл.
Вобщем, м.б. кто-то подаст идею?
-
- Admin
- Posts: 23989
- Joined: 08 Jan 2003 23:22
- Location: Silicon Valley
-
- Maniac
- Posts: 304
- Joined: 29 Mar 2005 06:06
- Location: Krasnodar
Re: Мобильная запись звука
а с чего такие высокие требования ? если оно мобильно - и так дофига шумов внешних наверно...Shiru Otaku wrote:Требования не особо высокие - запись звука без сжатия, 44-48кГц, 16-24 бита, моно вполне хватит. Редактировать 'на ходу' необязательно. Время записи - хотя-бы полчаса (~160-350мб). Приличный ADC и микрофонный предусилитель (чем меньше шумов - тем лучше).
цифровые диктофоны и иже с ними наверно не подойдут - по качеству. тогда остается только ваять самим. ну например к проекту AVROS написать драйвер MMC-карточек каких нибудь, а там уже дело техники - доцепить к его АЦП микрофон...
-
- Retired
- Posts: 490
- Joined: 16 Mar 2002 17:00
Это не очень высокие требования. На том-же ноутбуке со внешней картой возможности ещё выше (разные типы входов, несколько каналов, до 192khz 24bit). Посторонние шумы можно отсечь использованием направленного микрофона. Под мобильностью понимается не 'вышел на 6-полосное шоссе, и начал там записывать звук бега таракана' (кстати, меня однажды такое просили - бег таракана записать;), а возможность оперативно производить запись в любом удобном месте, где не обязательно высокий уровень посторонних шумов. В подъезде, подвале, в наиболее тихой комнате в доме, на улице (скажем, чириканье птиц для фонового звука).
Разумеется, чем меньше собственных шумов девайса вносится при записи - тем лучше.
Желательно найти такое решение, чтобы аккамулятор для питания всей аппаратуры не весил больше ноутбука:)
Разумеется, чем меньше собственных шумов девайса вносится при записи - тем лучше.
Желательно найти такое решение, чтобы аккамулятор для питания всей аппаратуры не весил больше ноутбука:)
-
- Maniac
- Posts: 304
- Joined: 29 Mar 2005 06:06
- Location: Krasnodar
на ноутбуке вообще много разных циферок можно нарисовать 
CD-audio не записывают ведь во дворе с помощью направленного микрофона
а почемуто юзают большую и тяжелую аппаратуру. Это я к тому, что у тебя ИСТОЧНИК уже имеет более узкий динамический диапазон - это совершенно нормально. Именно поэтому в простых микроконтоллерах нечасто бывает более 12-14бит АЦП - и то, их еще нужно суметь взять (правильная разводка п/п и тд). Думаю что эти 12-14 бит можно без особых проблем сжать до 8 одной из дельта-модуляций.
зы// у АВР блин только 10 бит АЦП...

CD-audio не записывают ведь во дворе с помощью направленного микрофона

зы// у АВР блин только 10 бит АЦП...
-
- Retired
- Posts: 490
- Joined: 16 Mar 2002 17:00
Меньше чем на 16 бит я несогласен никак:)
CD-audio во дворе не записывают, пока не возникает цели записать звук двора:) Источник у меня имеет неизвестный динамический диапазон (как правило - это довольно тихий звук, нужно большое предусиление, и не дышать при записи;), так что лишние биты - совсем не лишние.
CD-audio во дворе не записывают, пока не возникает цели записать звук двора:) Источник у меня имеет неизвестный динамический диапазон (как правило - это довольно тихий звук, нужно большое предусиление, и не дышать при записи;), так что лишние биты - совсем не лишние.
-
- Retired
- Posts: 490
- Joined: 16 Mar 2002 17:00
Есть ещё такая мысль. Встречал Compact Flash USB adapter'ы:
Скорость у USB вполне достаточная для несжатого аудио. Всякие аудиоколонки по USB подключают. М.б., возможно придумать девайс 'предусилитель->ADC->USB', и юзать с покетом?provides an USB1.1 Host downstream port with your PDA. Enables you to enjoy various USB HID, Mass Storage devices and HUB with your PDA. You can treat big data, watch movie, listen music on your PDA
-
- Maniac
- Posts: 304
- Joined: 29 Mar 2005 06:06
- Location: Krasnodar
есть покеты с усб-хостом (ровер п5+) - правда в кредле
но по сложности усб-интерфейс ненамного проще ммс-интерфейса, хотя программить ммс конечно больше, зато получится компактней.
а если покет - то имхо лучше со спецификациями SDIO или CFIO разобраться, а не через усб огород городить - так хоть какаято коммерческая направленность будет (а может, кстати такие девайсы выпускают ?)
ты насчет ацп реши - более 16 бит/48кгц на контроллере врядли найдешь -> нужен внешний. или встроенного хватит ? от этого выбираем контроллер и его потребные интерфейсы (usb, spi, i2s...)
в общем для начала выбери АЦП - какие недорогие доступны ? а то там много всяких баксов по 15-20 я смотрю...
но по сложности усб-интерфейс ненамного проще ммс-интерфейса, хотя программить ммс конечно больше, зато получится компактней.
а если покет - то имхо лучше со спецификациями SDIO или CFIO разобраться, а не через усб огород городить - так хоть какаято коммерческая направленность будет (а может, кстати такие девайсы выпускают ?)
ты насчет ацп реши - более 16 бит/48кгц на контроллере врядли найдешь -> нужен внешний. или встроенного хватит ? от этого выбираем контроллер и его потребные интерфейсы (usb, spi, i2s...)
в общем для начала выбери АЦП - какие недорогие доступны ? а то там много всяких баксов по 15-20 я смотрю...
-
- Doomed
- Posts: 491
- Joined: 16 Apr 2005 22:35
- Location: Томск
16 бит разрешения - само по себе сложно. Шумы и прочая вонь. Реально - без особых заморочек - 12-14 бит. Кстати - для записи звука больше 14 не надо вообще. Ууха разрешающая способность около 14бит)Ronin wrote: ты насчет ацп реши - более 16 бит/48кгц на контроллере врядли найдешь -> нужен внешний. или встроенного хватит ? от этого выбираем контроллер и его потребные интерфейсы (usb, spi, i2s...)
в общем для начала выбери АЦП - какие недорогие доступны ? а то там много всяких баксов по 15-20 я смотрю...
-
- Retired
- Posts: 490
- Joined: 16 Mar 2002 17:00
Ну, мне подумалось, что девайс формата CF-карты (про SD вообще молчу, да и нет её у меня в имеющемся КПК:) разработать будет проблематично. Поэтому пошёл искать сам не знаю что:) Готовые девайсы искал. Были какие-то системы презентаций (КПК к проектору) с аудиовыходом-входом, но они по-моему даже не производятся уже; а для конкретно подключения микрофона не попалось вообще ничего.Ronin wrote:а если покет - то имхо лучше со спецификациями SDIO или CFIO разобраться, а не через усб огород городить - так хоть какаято коммерческая направленность будет (а может, кстати такие девайсы выпускают ?)
По поводу АЦП и его разрешения. Дело в том, что у меня не бытовая задача, а довольно узкоспециализированная; вопрос-же, как я понимаю, задан относительно устройства более широкого применения:) Поэтому для моей задачи - без вариантов внешний АЦП. Шумы контроллера мне на записи ни к чему:) Минимально 16bit 44/48khz, но чем больше - тем лучше. Для общей-же задачи - конечно, 12-14bit 44khz хватит.
Я в данный момент использую для стационарной записи звука девайс, у которого эта возможность - побочная (гитарный процессор в режиме активного байпасса). У него АЦП 24bit 192khz. После оцифровки - по coaxial SP-DIF в компьютер. Отличить чистоту записи на слух от бытовых звуковых карт вполне можно:)
-
- Fanat
- Posts: 88
- Joined: 21 Nov 2002 11:09
- Location: E-burg/Russia
Может это подойдет:Shiru Otaku wrote:Меньше чем на 16 бит я несогласен никак:)
НОВИНКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В ТЕРРАЭЛЕКТРОНИКЕ
16/09/2005 MP3/WMA/MIDI-декодер VS1003 с экономичным DSP-ядром от компании VLSI
VS1003B - одночиповый MP3/WMA аудио-декодер с высококачественным ЦАП и стерео-УНЧ для выхода на наушники. Может воспроизводить MIDI-файлы, экономя тем самым ресурсы памяти для специальных применений. Кроме того, поддерживает компрессию голоса в формат ADPCM. VS1003B может также воспроизводить PCM и WAV-файлы. Подобно другим представителям микросхем серии VS10XX, может точно воспроизводить звуковые частоты при тактировании от встроенного генератора в диапазоне частот от 12 МГц (USB) до 13 МГц (GSM).
Микросхема содержит высококачественный экономичный DSP-процессор с ядром VS_DSP4, ОЗУ 5,5 кбайт для микропрограммы и данных, последовательный интерфейс для управления и данных, высококачественный ЦАП с поддержкой VBR и 16-разрядный АЦП. VS1003B принимает потоковые данные по входной последовательной шине. Входной поток данных декодируется и через 18-разрядный дельта-сигма ЦАП выдается на стерео-УНЧ.
Отличительные особенности:
декодер MPEG 1 & 2 и 3 (CBR, VBR);
декодер WMA 4.0/4.1/7/8/9 (5-384 кбит/сек);
декодер WAV (PCM + IMA ADPCM);
декодер General Midi/SP-midi;
енкодер IMA ADPCM от микрофонного или линейного входов;
поддерживает потоковое воспроизведение MP3/WAV;
рабочая частота: 12...13 МГц;
внутренняя петля ФАПЧ;
встроенный эквалайзер;
низкое энергопотребление;
высококачественный стерео АЦП;
16-разрядный АЦП с программируемым усилением;
стерео-УНЧ с нагрузочной способностью 30 Ом;
последовательные интерфейсы для данных и контроля;
подавление помех включения-выключения;
5,5 КБ встроенного ОЗУ;
может использоваться как сопроцессор;
добавление новых возможностей с помощью ПО VSKIT;
корпус LQFP-48 (для VS1003B-L).
Области применения: портативные устройства записи/воспроизведения звука, системы оповещения.
Стоит порядка 14$ в ТерраЭлектронике.
-
- Maniac
- Posts: 304
- Joined: 29 Mar 2005 06:06
- Location: Krasnodar
ну там не только шумы контроллера, просто шумы по плате, провод микрофонный и тд.Shiru Otaku wrote: По поводу АЦП и его разрешения. Дело в том, что у меня не бытовая задача, а довольно узкоспециализированная; вопрос-же, как я понимаю, задан относительно устройства более широкого применения:) Поэтому для моей задачи - без вариантов внешний АЦП. Шумы контроллера мне на записи ни к чему:) Минимально 16bit 44/48khz, но чем больше - тем лучше. Для общей-же задачи - конечно, 12-14bit 44khz хватит.
в общем, выбери АЦП сам. или посмотри VS1003B-L что Камиль предложил.
-
- Admin
- Posts: 23989
- Joined: 08 Jan 2003 23:22
- Location: Silicon Valley
Я работал в конторе которая делала платы АЦП для промышленных PC в электроэнергетике - АЦП ставили 16-битные - младшие 3-4 бита стабильно шумели, хотя плату делали опытные аналоговики - 4 слоя с заземляющим слоем и т.д. Вобщем в 0.4% погрешности укладывались и ладно.Shiru Otaku wrote:Меньше чем на 16 бит я несогласен никак:)
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
-
- Maniac
- Posts: 304
- Joined: 29 Mar 2005 06:06
- Location: Krasnodar
вот собственно и мне такое говорили. просто сам я лично такими АЦП не занимался - поэтому и намекал так уклончивоShaos wrote:Я работал в конторе которая делала платы АЦП для промышленных PC в электроэнергетике - АЦП ставили 16-битные - младшие 3-4 бита стабильно шумели, хотя плату делали опытные аналоговики - 4 слоя с заземляющим слоем и т.д. Вобщем в 0.4% погрешности укладывались и ладно.

-
- Fanat
- Posts: 88
- Joined: 21 Nov 2002 11:09
- Location: E-burg/Russia
0.4 % = 100*1/0xff это всего 8 разрядов.Shaos wrote:Я работал в конторе которая делала платы АЦП для промышленных PC в электроэнергетике - АЦП ставили 16-битные - младшие 3-4 бита стабильно шумели, хотя плату делали опытные аналоговики - 4 слоя с заземляющим слоем и т.д. Вобщем в 0.4% погрешности укладывались и ладно.
12 разрядов обеспечивают разрешение 100*1/0xfff = 0.025%
Я делал 15-разрядный АЦП для геофизики на принципе двойного интегрирования - работает как из пушки

Естественно для звука такой принцип не годится, посколку время преобразования составляет 10-ки мсек.