Мой эмулятор этого чуда лежит тут http://nedopc.org/nedopc/orion/emul.shtml.
Это фотка платы Орион-ПРО:

Это фотка Ориона с Z80 (спасибо HardWareMan-у):

Только что заметил, что на фотке не хватает некоторых микросхем - выпаял?

Moderator: Shaos
Дык, я и говорил, что умер он не своей смертью....Shaos wrote:Только что заметил, что на фотке не хватает некоторых микросхем - выпаял?
Это на второй фоте (что умер несвоей смертью)? Там похоже самодельная плата (журнальный вариант?).HardWareMan wrote:Хихи... Они тоже страдали Z80-манией... Кста, это была статья в Радио: Z80-Card называлась.
Схема есть только на бумаге, бумага во Владимире, а я временно живу в Москве (через 10 дней поеду туда, сделаю фотку со схемыShaos wrote:А вот я тут как раз подумывал на тему а не расширить ли свой эмулятор Ориона до Z80?
Кидай доки как цеплялся Z80 - попробую набросать эмулятор
Вот пока что нашлось (трудно искать - архивы в cpm-ном PK3 формате - аналогов нет, а 22nice глючит, да еще в KOI8), там среди стандартных Чистяковских (был такой ленинградский лидер) жалоб на конкурентов (я их выкинул) есть технические описания. Позже еще поищу.Shaos wrote:Текст большой? Просто скопируй в тело сообщения, окгруглив тегами "code".Error404 wrote: Еще можно было бы почитать в старом тексте, но я не знаю как приаттачить его сюда...
Code: Select all
В.Чистяков о Z80 на "Орионе-128"
--------------------------------
.....Оказалось, что при адаптации гораздо удобнее было бы иметь сегментирование по
16К, т.е возможность коммутировать ОЗУ по адресам 0-4000H. Дело в том, что у
"Синклера" в этих адресах располагается ПЗУ, а из-за архитектуры "Ориона", ОЗУ
экрана (при цвете) всегда присутствует в адресном пространстве. Поэтому при
адаптации игр (для того, чтобы экран не мешал размещению собственно программы
"Синклера") на "Орионе" включается экран N4 (0-2FFF), т.е вместо ПЗУ Синклера.
Итак
весной 1992 г. я установил "минимальный вариант доработки", а именно: требуется
только наличие самого процессора Z80 и прерываний аналогичных ZX-Spectrum -
50 Герц на вход INT, включаемых битом D6 порта 0FBH. ...... -----------------------
Далее описывается "стандарт" для доработанного "Ориона-128", которого будут
придерживаться в SP-Computer Club-е при создании новых программ в 1993 г.
Прошу не думать, что мы навязываем кому-то из пользователей "свои стандарты" -
мы не авторы "Ориона", не публикуемся в журналах и не имеем таких прав. Наши
доработки лишь - предложения на ваше рассмотрение: вы можете их отвергнуть или
одобрить: выбор Ваш. При принятии решения учтите, что такая доработка совмести-
ма с "классическим" вариантом "Ориона" (насколько возможно), а те несколько
программ, которые работают с ОЗУ командами IN/OUT давно доработаны для Z80.
Основная цель предлагаемых усовершенствований - обеспечить максимально легкую
адаптацию программ от "Синклера", облегчить доступ к ОЗУ и поднять быстродейст-
вие "Ориона" а также немного улучшить его муз.возможности. Вы можете выполнить
лишь часть этих переделок, потеряв при этом также "совместимость" с какой-то
частью наших программ.
1. Центральный процессор - Z80. Любой процессор, обеспечивающий требуемое
быстродействие. Возможно также применение процессора Z80H, хоть про него
и написано в справочниках, что он имеет сокращенный набор команд (мы прове-
ряли на "Синклере" - игры работают, возможно нет команд типа "OTIR").
2. Быстродействие - не менее 4 МГЦ. Следует различать быстродействие (т.е реа-
льный такт) и такт процессора. В случае если нет WAIT, реальный такт и такт
процессора равны. Обычно мы указываем, если адаптированная игра будет слиш-
ком медленно работать на 2.5 МГЦ (напр: цветной SPACE RAIDERS сделаный на
прерываниях всего за 3 часа работы - страшный "тормоз").
3. Прерывание NMI пока не используются. Опробован режим "эмуляции Синклера"
по прерываниям NMI, с теневой ПЗУ - этот вариант доработки оставлен "на
смертный час Ориона": первые опыты показали - скорости в 5 МГЦ достаточно,
но реализация "режима эмуляции" целесообразна лишь на новой плате - иначе
будет просто 3-этажная "макетная плата". Идея эмуляции не нова: "ПОИСК-1"
(советский плагиат первого Amstrad PC) эмулирует таким образом на графичес-
ком экране текстовый адаптер MDA. По каждой записи в экран "Синклера" (4000-
4AFF) вызывается NMI, п/программа NMI по 66-му адресу определяет, "куда хо-
тели записать" и записывает аналогичный байт (байты) в экран "Ориона", вклю-
ченный с 0-го адреса (экран 4). Однако из-за отличия клавиатур нужно или
дорабатывать программы (дорабатывать только клавиатуру совсем легко) или
эмулировать по прерыванию NMI, как и экран. Этот текст написан для того, кто
выполняя доработки "Ориона", решит "занять" NMI, чем-то "менее-серьезным",
например для реализации многозадачности (это нецелесообразно, пока у Вас
нет RSX-11, UNIX или хотя-бы MP/M-80). Давайте сохраним это прерывание до
"последнего часа Ориона", как его последний шанс (эмулятор - 9 ИМС).
4. Прерывание INT. Отключаемое прерывание по кадровому "бланку" т.е с частотой
50 Герц. По сбросу выключено поступление импульсов на вход INT и поэтому
даже после команды "EI" прерывание не наступает. Для разрешения прерываний
в порт по адресу FB надо вывести байт с установленной единицей в 6 разряде.
В связи с прерыванием стоит упомянуть о необходимости привязки шины данных
процессора на "+5В" резисторами в 10К. Игры сделанные до марта 1993 (кроме
GALAXY) этого не требовали; но все последующие будут считать, что при обра-
ботке INT в режиме 2, с шины читается FF. Резисторы - до ШФ, к ногам CPU.
5. Звук. Выводится двумя способами: TOGGLE OUT FF, PORT OUT FE/D4. Первый спо-
соб удобен при адаптации программ со звуком "в стиле РК-86" (DI/EI) и позво-
ляет "тратить" меньше тактов процессора на звук, а второй - звук "Синклера",
позволяет при адаптации не адаптировать вывод звука вообще. На платах
Z80-CARD, версии 1993 г. имеются оба "звука". На старых платах 1991 года
проще всего ввести звук по порту FE, используя имеющийся "порт FE" - ИЕ7.
Подключите вместо D7 к 9 ноге ИЕ7 - D4, а соотв.выход ИЕ7 через резистор на
эмиттерный повторитель для звука. Если Вы не ставили ИЕ7, то для организа-
ции звука FE можно использовать тот-же триггер звука FF (используя R/S вх).
Наличия "бордера" не требуется. В некоторых играх (адапт.В.Смирнова) он под-
держивался. В дальнейшем будет считаться, что у Вас "бордера" - нет, но в
тех программах, где звук не переделывается на FF - использование BORDER-а
получится автоматически (т.к в "Синклере" он такой-же).
6. Освобождение ОЗУ в области выше F400. Так как все, самые лучшие программы
как раз работают в старших адресах ОЗУ, где у "Ориона" ПЗУ и ВУ мы ввели
возможность иметь ОЗУ по этим адресам. При этом аппаратные переделки мини-
мальны (1 вентиль от 155ЛИ1 и провода). Для отключения ПЗУ/ВУ используется
разряд D5 порта FB (на старых схемах сигнал XROM). При выводе единицы в
этот разряд по адресам выше F400 оказывается ОЗУ 0-й банки памяти (естест-
венно ПЗУ и ВУ становятся при этом недоступны). Чтобы получить доступ к ВУ
необходимо "вернуть их назад" выполнив команду OUT FB с 0 в 5-м разряде.
К марту 1993 только одна программа "KRAKOUT" требует такой доработки.
7. Диспетчер ОЗУ. Диспетчер ОЗУ по 32К, как указано выше был неудобен в работе
и был отвергнут программистами. Поэтому его пришлось доработать, обеспечив
коммутацию по 16К в области адресов 0-3FFFH. На плате Z80-CARD "образца
1991 года" легко выполнить такую доработку. Как ее сделать становится по-
нятно, если сравнить схемы этих двух плат. Естественно изменилось и назна-
чение разрядов D0-D4 порта FB: сигналы SS0 и SS1 определяют номер 16-ти
килобайтового участка, а BS0-BS1 номер банки ОЗУ, включаемого в область
коммутации с 0000 по 3FFF. Естественно, как и ранее работа диспетчера отклю-
чается записью единицы в 7-й разряд порта FB. Однако так, как большинство
пользователей вообще не имеет диспетчера, в играх он не будет использоваться
Некоторые програмисты и пользователи, поддерживающие отношения со мной (это
около 15 человек) переделали Z80CARD под коммутацию по 16К, и используют дис-
петчер для работы. Возможно, что платы Z80CARD-II будут выпущены в Ижевске.
8. Таймер 580ВИ53. Стоит по адресу F740-F743. Такты каналов 0, 1, 2 - 2 МГЦ,
причем эти 2 мГц удобно брать от контроллера НГМД (т.к такт CPU - меняется).
Однако таймер 580ВИ53 не Z80, его наличие не обязательно, его не подержи-
вают производители программ, поэтому для "звукопроизводства" более перспек-
тивен MSX SOUND CHIP - AY8912. К сожалению пока нет возможности (нет оплаты
программиста) сделать подержку AY8912, а обьявлять стандарты без этого -
обман пользователей (пусть этим занимаются другие). Что касается ВИ53, то
в начале 92 г. А.Балдин сделал муз.редактор (адрес F740), но больше ника-
кие программы его не используют.
9. Обьем ОЗУ. Не менее 128К.
Чистяков Владимир, Санкт-Петербург, март 1993 г.
Code: Select all
FFFF|=================|
|`````````````````|
|``ROM-BIOS area``|
F800|`````````````````|
|``````Ports``````|
F400|`````````````````|
| некоммутируемое |
| портом "F9" ОЗУ |<------------------ !!! Но при FB/d5=1 эта область
F000|-----------------|<-----\ перестает быть некоммутируемой
| Segment 3 | | и тогда порт "F9" действует на
| | | все адресное пространство 64 К
C000|=================| |
| | | Эта область переключается портом "F9"
| Segment 2 | | То есть при FB/d7=FB/d5=0 область уп-
| | |----- равляемая портом "F9" не включает 16К
8000|=================| | памяти, входящие в Segment 0 и таким
| | | образом порт F9 управляет окном в 48К
| Segment 1 | | Но при FB/d7=1 порт F9 коммутирует на
| | | все адресное пространство в 60 Кбайт
4000|=================|<-----/
| | Segment 0 соответствует окну диспетчера Z80CARD-2
| Segment 0 | При включенном диспетчере номер блока памяти дос-
| | тупного в этом сегменте, определяется портом FBh.
0000|=================|
ИНСТРУКЦИЯ ПО ДОРАБОТКЕ "ОРИОН-128"
-----------------------------------
КОНСТРУКТИВНО ДОРАБОТКА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПУТЕМ УДАЛЕНИЯ ИЗ ОСНОВНОЙ ПЛАТЫ (MAIN
BOARD) ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРОЦЕССОРА КР580ВМ80 И ПОДКЛЮЧЕНИЯ К ОСТАВШИМСЯ НА ПЛАТЕ
КОНТАКТНЫМ ТОЧКАМ НЕБОЛЬШОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТЫ - "Z80-CARD". НА ЭТОЙ ПЛАТЕ
РАЗМЕЩАЕТСЯ НОВЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕССОР (CPU) - Z80, ЭЛЕМЕНТЫ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
ЕГО РАБОТУ И ПРЕРЫВАНИЯ, ДОРАБОТАННЫЙ УЗЕЛ ДИСПЕТЧЕРА ОЗУ А ТАКЖЕ НЕОБЯЗАТЕЛЬ-
НЫЙ УЗЕЛ - РЕГИСТР БОРДЮРА. КРОМЕ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ДОП.ПЛАТЫ "Z80-CARD" НА ОСНОВНОЙ
ПЛАТЕ НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНИТЬ НЕСКОЛЬКО ДОРАБОТОК (РАЗРЕЗОВ И СОЕДИНЕНИЙ). ДЛЯ
ОБЛЕГЧЕНИЯ, ДОРАБОТКУ СЛЕДУЕТ ВЫПОЛНЯТЬ НА УЖЕ РАБОТАЮЩЕЙ ПЛАТЕ СТАНДАРТНОГО
"ОРИОНА-128", ПО-ЭТАПНО В СООТВЕТСТВИИ С ОПИСАННОЙ НИЖЕ МЕТОДИКОЙ. ПЕРЕД НАЧА-
ЛОМ РАБОТЫ СЛЕДУЕТ В СОВЕРШЕНСТВЕ РАЗОБРАТЬСЯ В ПРЕДЛАГАЕМОЙ СХЕМЕ, ПОЛНОСТЬЮ
УЯСНИТЬ ЛОГИКУ РАБОТЫ И НАЗНАЧЕНИЕ СИГНАЛОВ. ДЛЯ НАЧАЛА РАЗБЕРЕМСЯ В ТОМ, КАК-
ЖЕ РАБОТАЕТ СТАНДАРТНЫЙ "ОРИОН-128". В "ОРИОНЕ-128" ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ОРИГИНАЛЬНАЯ
ИДЕЯ "СПЕЦИАЛИСТА", ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ОБЕСПЕЧИТЬ РАБОТУ ПРОЦЕССОРА В РЕЖИМЕ ТАК НАЗЫ-
ВАЕМОГО "ПРОЗРАЧНОГО ОЗУ", ЧТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОЗУ ДОСТУПНО ПРОЦЕССОРУ ВСЕГДА,
ВИДЕОАДАПТЕР НЕ МЕШАЕТ ПРОЦЕССОРУ ОБРАЩАТЬСЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ИЛИ ЗАПИСИ В ОЗУ. ПРИ
ЭТОМ РЕАЛЬНОЕ БЫСТРОДЕЙСТВИЕ ПРОГРАММЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО БЫСТРОДЕЙСТВИЕМ
САМОГО ПРОЦЕССОРА, ИСПОЛЬЗОВАННЫМ ТАКТОМ ПРОЦЕССОРА И САМОЙ ПРОГРАММОЙ (Т.Е
НАБОРОМ КОМАНД ДАННОЙ ПРОГРАММЫ). ЭТО ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО, ПОЗВОЛЯЮЩЕЕ
СОЗДАВАТЬ ПРОГРАММЫ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ, Т.К ВСЕГДА МОЖНО РАССЧИТАТЬ СКОЛЬКО МА-
ШИННЫХ ТАКТОВ БУДЕТ ИСПОЛНЯТЬСЯ ЛЮБАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ (В НЕКОТОРОЙ СТЕПЕНИ
КОМПЕНСИРУЕТ ОТСУТСТВИЕ ПРЕРЫВАНИЙ). ДЛЯ СРАВНЕНИЯ НЕПРОЗРАЧНОЕ ОЗУ ИМЕЕТ ЭВМ
"ИРИША" - ПРОЗРАЧНОСТЬ ОЗУ ВСЕГО 30%. ИДЕЯ ПОЛУЧЕНИЯ "ПРОЗРАЧНОГО ОЗУ" НА
КОМПЬЮТЕРАХ С ПРОЦЕССОРОМ КР580 ПО ВИДИМОМУ ЯВЛЯЕТСЯ НАШЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РАЗРА-
БОТКОЙ И БЫЛА ПРИМЕНЕНА ДЛЯ "СПЕЦИАЛИСТА" А.ВОЛКОВЫМ (ТАКЖЕ В "ВЕКТОРЕ-06").
"ОРИОН-128" ПО СУТИ ЯВЛЯЕТСЯ "СПЕЦИАЛИСТОМ" СО ВТОРОЙ БАНКОЙ ОЗУ И НА МОЙ
ВЗГЛЯД БЫЛО НЕКРАСИВО СО СТОРОНЫ АВТОРОВ "ОРИОНА" ДЕЛАТЬ ПУБЛИКАЦИЮ НЕ УКАЗАВ
ЧТО ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРИНАДЛЕЖИТ А.ВОЛКОВУ (ОБЫЧНО ЭТО НАЗЫВАЮТ ПЛАГИАТОМ). В ЧЕМ
ЖЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИДЕЯ А.ВОЛКОВА? КАК ИЗВЕСТНО МАШИННЫЙ ЦИКЛ 580-го ПРОЦЕССОРА
ПРИ ОБРАЩЕНИИ К ОЗУ ИЛИ ВУ (БЕЗ WAIT) СОСТОИТ ИЗ 4 МАШИННЫХ ТАКТОВ, ПРИЧЕМ НА
ТАКТЕ Т1 ВЫДАЕТСЯ СИГНАЛ SYNC. ЧТЕНИЕ И ЗАПИСЬ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ НА ТАКТАХ Т2 И
Т3. ДЛЯ РЕГЕНЕРАЦИИ ВИДЕО-ИЗОБРАЖЕНИЯ ВИДЕО-АДАПТЕРУ ДОСТАТОЧНО ОДНОГО ОБРАЩЕ-
НИЯ К ОЗУ ЗА ДВА МАШИННЫХ ТАКТА. ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЗРАЧНОСТИ, ПРОЦЕССОРУ ДЛЯ
ДОСТУПА К ОЗУ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ВСЕГО ОДИН ТАКТ, А ИМЕННО - Т2. ПРИЧЕМ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ТАКТА Т2, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СИГНАЛ SYNC, КОТОРЫЙ ВСЕГДА ФОРМИРУЕТСЯ В ТАКТЕ Т1. ДЛЯ
ЭТОГО СИГНАЛ SYNC ПРОСТО ЗАПИСЫВАЕТСЯ ТАКТОМ F2 ПРОЦЕССОРА В D-ТРИГГЕР (D13.2),
Т.Е ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ НА 1 ТАКТ И ПОЛУЧЕННЫЙ СИГНАЛ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ
ПРОЦЕССОРУ ДОСТУПА К ОЗУ. ТАКИМ ОБРАЗОМ ПРОЦЕССОР ИМЕЕТ ПРАВО ЧИТАТЬ И ЗАПИСЫ-
ВАТЬ В ОЗУ ТОЛЬКО ВО ВРЕМЯ ТАКТА Т2, ЧТО НЕ СОВСЕМ КОРРЕКТНО, Т.К ЕСЛИ СИГНАЛ
/RD ПОЧТИ СОВПАДАЕТ С ТАКТОМ Т2, ТО СИГНАЛ /WR НАЧИНАЕТСЯ В СЕРЕДИНЕ Т2 И ПРО-
ДОЛЖАЕТСЯ В ТАКТЕ Т3 (ОН КАК-БЫ УКОРАЧИВАЕТСЯ ДЛЯ ОЗУ ВДВОЕ - ДИНАМИЧЕСКИМ
ОЗУ ЭТОГО ДОСТАТОЧНО). РАЗРАБОТЧИКИ КОМПЬЮТЕРОВ НА Z80 НЕ МОГЛИ ВОСПОЛЬЗОВАТЬ-
СЯ ЭТОЙ ИДЕЕЙ, Т.К В НЕМ НЕТ СИГНАЛА SYNC, ИМЕННО ПОЭТОМУ ВО ВСЕХ КОМПЬЮТЕРАХ
НА Z80 ИСПОЛЬЗУЕТСЯ WAIT, Т.Е ОЗУ НЕПРОЗРАЧНО. ОБЛАДАЯ ИДЕЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЗ-
РАЧНОГО ОЗУ ДЛЯ КР580 НАМ УДАЛОСЬ РЕАЛИЗОВАТЬ НА ЭТОМ ЖЕ ПРИНЦИПЕ ПРОЗРАЧНОЕ
ОЗУ В "ОРИОНЕ" С ПРОЦЕССОРОМ Z80. В ПРЕДЛАГАЕМОЙ СХЕМЕ ОТСУТСТВУЮЩИЙ СИГНАЛ
SYNC ЭМУЛИРУЕТСЯ ИЗ СИГНАЛОВ /MREQ И /RFSH С ПОМОЩЬЮ ПРОСТЕЙШЕЙ СХЕМЫ. ОДНАКО
ЕСЛИ В КР580 СИГНАЛ /RD ДЛИТСЯ ТОЛЬКО ТАКТ Т2, ТО В Z80 СИГНАЛЫ /RD И /WR
ДЛИННЕЕ. ЕСЛИ ДЛЯ ЗАПИСИ В ОЗУ ЭТО НЕ СУЩЕСТВЕННО, ТО ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПРИВОДИТ К
ОШИБКЕ: ТАКТ Т2 ЗАКОНЧИЛСЯ, БУФЕРА ОЗУ ЗАКРЫЛИСЬ, А Z80 ЕЩЕ ЧИТАЕТ ДАННЫЕ С
ШИНЫ. В "ОРИОНЕ" ЭТО УСУГУБЛЯЕТСЯ ТЕМ, ЧТО В ОТЛИЧИЕ ОТ "СПЕЦИАЛИСТА" SYNC
"ЗАЩЕЛКИВАЕТСЯ" БОЛЕЕ РАННИМ СИГНАЛОМ (НЕ F2,Т.Е И БУФЕРА ЗАКРЫВАЮТСЯ РАНЬШЕ),
А ТАКЖЕ ОТЛИЧАЮЩЕЙСЯ ЛОГИКОЙ УПРАВЛЕНИЯ БУФЕРАМИ. ИЗ-ЗА ЭТОГО ПРИ УСТАНОВКЕ
Z80 НА "ОРИОН" ПРИХОДИТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ЗАДЕРЖИВАТЬ СИГНАЛЫ УПРАВЛЕНИЯ БУФЕРА-
МИ ОЗУ, А ИМЕННО НА 9 "НОГИ" БУФЕРОВ ОЗУ D49 И D50 ВЕШАТЬ ЕМКОСТЬ 2500-3000 ПФ
НА ЗЕМЛЮ (НА "СПЕЦИАЛИСТЕ" И "ОРИОНЕ-Z" ЭТО ДЕЛАТЬ НЕ ТРЕБУЕТСЯ). В КАЧЕСТВЕ
ТАКТА Z80 (CLOCK) ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СИГНАЛ F2TTL (Т.Е F2 С УРОВНЕМ 5В). УЗЕЛ ПРЕРЫ-
ВАНИЯ АНАЛОГИЧЕН УЗЛУ ЗАПРОСА НЕМАСКИРУЕМЫХ ПРЕРЫВАНИЙ "ЗОНОВСКОГО СИНКЛЕРА".
- 1 -
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ЧТО ПЛАТА ФОРМИРУЕТ СИГНАЛЫ ЧТЕНИЯ И ЗАПИСИ В ОЗУ (MEMW И
MEMR) НЕИНВЕРТИРОВАННЫЕ. СИГНАЛ MEMR СООТВЕТСТВУЕТ СИГНАЛУ DBIN КР580, А ЧТО
КАСАЕТСЯ СИГНАЛА /WR - ЕГО КР580 ФОРМИРУЕТ УЖЕ ИНВЕРТИРОВАННЫМ, ПОЭТОМУ НА
ОСНОВНОЙ ПЛАТЕ СЛЕДУЕТ ИСКЛЮЧИТЬ ЛИШНИЙ ИНВЕРТОР D59.2 (НЕ УКАЗАННЫЕ ВЫВОДЫ -
D59.3 ЭТО КОНТАКТЫ 5 И 6). СИГНАЛ SND С ПЛАТЫ Z80-CARD - ЭТО ЗВУК, ОН СООТВЕТ-
СТВУЕТ СИГНАЛУ INTE КР580. СИГНАЛЫ ROM1 И ROM2 - ЭТО СИГНАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ОСНОВ-
НОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЗУ ПО АДРЕСУ F800, ПОДКЛЮЧАЮТСЯ К 20 НОГАМ ЭТИХ ИМС
(ЕСЛИ НЕ ПЛАНИРУЕТСЯ СТАВИТЬ 2-Е ПЗУ, ТО И НЕ НАДО ТРОГАТЬ 20 ВЫВОД ПЗУ, ПРИ
ЭТОМ ВСЕГДА БУДЕТ "ОДНО" ПЗУ F800). НА МИКРОСХЕМЕ D2 РЕАЛИЗОВАН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
СИСТЕМНЫЙ РЕГИСТР (OUT FB), УПРАВЛЯЮЩИЙ ПРЕРЫВАНИЕМ И АДРЕСАЦИЕЙ ОЗУ. ИМС D4 -
МУЛЬТИПЛЕКСОР ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ АДРЕСОВ - A15,A16,A17.
D4/15 ПОДКЛЮЧИТЕ К ЗЕМЛЕ, А D4/2 К СИГНАЛУ X15 (НА ОШИБОЧНЫХ СХЕМАХ ЗДЕСЬ 5В).
СИГНАЛЫ X15,X16 И X17 - ЭТО ФИЗИЧЕСКИЕ АДРЕСА. X15 ФОРМИРУЕТСЯ ПРОЦЕССОРОМ,
А X16 И X17 ЭТО СИГНАЛЫ ИЗ РЕГИСТРА УПРАВЛЕНИЯ БАНКАМИ ОЗУ D18.1 (OUT F9).
СИГНАЛЫ A16 И A17 ДОЛЖНЫ ПОДАВАТЬСЯ НА ОСНОВНУЮ ПЛАТУ ВМЕСТО СИГНАЛОВ СНИМАЕ-
МЫХ РАНЕЕ С D18.1/15 И D18.1/16 СООТВЕТСТВЕННО (Т.Е ОТРЕЗАТЬ ЭТИ ВЫВОДЫ ОТ
ПЕЧАТНЫХ ПРОВОДНИКОВ). НЕОБХОДИМО ТАКЖЕ ПОДАТЬ НА ПЛАТУ СИГНАЛЫ ИНВЕРСНЫЙ
СБРОС (/RES) И КАДРОВЫЕ СИНХРОИМПУЛЬСЫ (KSI). СИГНАЛЫ F8,F9,FA - ЭТО "ЧИП-СЕ-
ЛЕКТЫ" СИСТЕМНЫХ РЕГИСТРОВ, ОНИ ПОДАЮТСЯ НА ОСНОВНУЮ ПЛАТУ ВМЕСТО СИГНАЛОВ
ФОРМИРУЕМЫХ РАНЕЕ D27 (ИД4), А ИМЕННО D27/9 - F8, D27/10 - F9, D27/11 - FA.
ИМС D6 - РЕГИСТР БОРДЮРА; СИГНАЛ V1 ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ИНДИКАЦИИ (СВЕТОДИОД
"РУС/ЛАТ", ВАЖНО ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ МС7007). ДЛЯ РАБОТЫ С Z80-CARD ВЫ МОЖЕТЕ ИС-
ПОЛЬЗОВАТЬ МОНИТОРЫ-2 ИЛИ 3, ОДНАКО ПРИ ЭТОМ НЕ БУДЕТ ЗВУКОВОЙ ИНДИКАЦИИ
(В Z80 НЕТ СИГНАЛА INTE, КСТАТИ ЭТО ПОЛНЫЙ "ИДИОТИЗМ" ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕРЫВАНИЯ
ДЛЯ ЗВУКА). ПОЭТОМУ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ПОДПРОГРАММУ BEEP (F83F) В МОНИТОРЕ ПЕРЕДЕ-
ЛАТЬ (ЭТО ОЧЕНЬ ПРОСТО СДЕЛАТЬ, НОВАЯ П/П - 14 БАЙТ, ВМЕСТО 27 У "ОРИОНА").
У НАС ИМЕЕТСЯ ВАРИАНТ МОНИТОРА-3 (ДЛЯ ОБОИХ КЛАВИАТУР) ДЛЯ ДОРАБОТАННОГО ТАКИМ
ОБРАЗОМ "ОРИОНА". В НЕМ, БЛАГОДАРЯ ЗАМЕНЕ 3 БАЙТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ 2-Х БАЙТОВЫМИ,
УДАЛОСЬ РАЗМЕСТИТЬ, КРОМЕ СОБСТВЕННО МОНИТОРА-3 ЕЩЕ И ЗАГРУЗЧИК НГМД, А ТАКЖЕ
ДОРАБОТАТЬ П/П-МЫ F836/F839 (ОНИ РАБОТАЮТ ТЕПЕРЬ СО ВСЕМ ОЗУ И НЕ "ТЕРЯЕТСЯ"
ПО 4К В КАЖДОЙ БАНКЕ ВПУСТУЮ).
ПОЭТАПНЫЙ ПОРЯДОК ПЕРЕДЕЛКИ
---------------------------
1. ВКЛЮЧИТЕ СВОЙ "ОРИОН-128" И ПОСМОТРИТЕ КАК ОН РАБОТАЕТ (БОЛЬШЕ ОН ТАК РАБО-
ТАТЬ НЕ БУДЕТ). ВЫКЛЮЧИТЕ ПИТАНИЕ И С ПОМОЩЬЮ БОЛЬШИХ КУСАЧЕК ВЫКУСИТЕ ПРО-
ЦЕССОР КР580 (БОЛЬШЕ ОН ВАМ НЕ ПОНАДОБИТСЯ). НЕ ПОВРЕДИТЕ ПЕЧАТНУЮ ПЛАТУ
2. УДАЛИТЕ ПЕЧАТНЫЕ ПРОВОДНИКИ ОТ КОНТАКТОВ КР580 С НОМЕРАМИ: 11,13,14,18,21,
22,23,24 И 28. ЭТИ СИГНАЛЫ НЕ ТРЕБУЮТСЯ Z80, ЧЕРЕЗ ЭТИ КОНТАКТЫ НА ПЛАТУ
Z80-CARD БУДУТ ПОДАВАТЬСЯ ДРУГИЕ СИГНАЛЫ
3. УДАЛИТЕ ПЕРЕМЫЧКУ D59/4-D59/5 И СОЕДИНИТЕ D59/5 С 18 КОНТАКТОМ D19 (КР580)
4. РЕЗИСТОР R10 ЗАМЕНИТЕ НА 220 ОМ И ВМЕСТО +12 ВОЛЬТ ПОДАЙТЕ НА НЕГО +5 ВОЛЬТ
(F2TTL). РЕЗИСТОР R11 МОЖНО СОВСЕМ УДАЛИТЬ (СМ.НИЖЕ)
5. СОЕДИНИТЕ D18.2/8 С D19/13 (/RES)
6. ПОДПАЯЙТЕ ПРОВОДНИКИ ОТ Z80-CARD КО ВСЕМ 40 КОНТАКТАМ D19 (КР580)
7. МЕЖДУ 9 И 10 КОНТАКТАМИ БУФЕРОВ ОЗУ (ВА86) ВКЛЮЧИТЕ ЕМКОСТИ 2700 ПФ
8. НА 4 НОГУ DA1 (УД6) ВМЕСТО -5 ВОЛЬТ ПОДАЙТЕ ЗЕМЛЮ.
9. УСТАНОВИТЕ В ПАНЕЛЬ ПЗУ МОНИТОР-1 ИЛИ ТЕСТ-ОЗУ (РАДИО,2,1991) И ПОДАЙТЕ
ПИТАНИЕ (ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО +5 ВОЛЬТ).
ДОБЕЙТЕСЬ РАБОТЫ МОНИТОРА-1 ИЛИ РАБОТЫ ТЕСТА ОЗУ. ЕСЛИ ПЛОХОЙ СБРОС УВЕЛИЧИТЬ
ЕМКОСТЬ С2 ДО 1,5-2 МКФ (КЕРАМИЧ.). ИНОГДА ТРЕБУЕТСЯ ПОДОБРАТЬ ЕМКОСТЬ В ФОРМИ-
РОВАТЕЛЕ СИГНАЛА "SYNC" (270 ПФ) И ЕМКОСТИ ДЛЯ ЗАДЕРЖКИ "OE" 580ВА86. МОНИ-
ТОР-3 (2) НЕ БУДЕТ ПОКА РАБОТАТЬ, Т.К ОН ИСПОЛЬЗУЕТ КОМАНДЫ OUT ДЛЯ РАБОТЫ С
ВУ, А Z80 В ОТЛИЧИЕ ОТ КР580 ВЫСТАВЛЯЕТ АДРЕСА ВНЕШНИХ УСТРОЙСТВ ТОЛЬКО НА
МЛАДШИХ АДРЕСАХ. МОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ ВТОРОЙ ВАРИАНТ "ПОДКЛЮЧЕНИЯ Z80" (ЛУЧШИЙ)
ДЛЯ ЧЕГО ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ТАКТ (CLOCK) С "F2TTL" НА "F1TTL", В ФОРМИРОВАТЕЛЕ SYNC
УБРАТЬ ДИФ.ЦЕПОЧКУ (ЗАКОРОТИТЬ ЕМКОСТЬ 270 ПФ, УБРАТЬ РЕЗИСТОР 1К) И НА ПЛАТЕ
"ОРИОНА" У ТРИГГЕРА D13 ПОДКЛЮЧИТЬ R-ВХОД (13 НОГА) К D-ВХОДУ (12 НОГА). ПРИ
ЭТОМ НЕ ТРЕБУЕТСЯ ПОДКЛЮЧАТЬ ЕМКОСТИ НА "OE". К СОЖАЛЕНИЮ ПЛАТА Z80-CARD ВЫ-
ПОЛНЕНА ПО СТАРОМУ (СПЕЦИАЛИСТОВСКОМУ) ВАРИАНТУ, НО КАК ВИДИТЕ ОТЛИЧИЕ ЭТИХ
ВАРИАНТОВ ВЕСЬМА НЕЗНАЧИТЕЛЬНО И ПОЭТОМУ ВЫБОР ЗА ВАМИ.
ЧТОБЫ РАБОТАЛИ КОМАНДЫ OUT ВЫКЛЮЧИТЕ ПИТАНИЕ И ВЫПОЛНИТЕ:
10. ОТРЕЗАТЬ У D27 ПЕЧАТНЫЕ ПРОВОДНИКИ ОТ КОНТАКТОВ: 9,10,11 И ЭТИ ПЕЧАТНЫЕ
ПРОВОДНИКИ СОЕДИНИТЬ С СИГНАЛАМИ F8,F9,FA НА РАЗЬЕМЕ X1 ПЛАТЫ Z80-CARD.
11. УСТАНОВИТЕ МОНИТОР-3, ВКЛЮЧИТЕ ПИТАНИЕ И ДОБЕЙТЕСЬ РАБОТЫ КОМПЬЮТЕРА В
ПОЛНОМ ОБЬЕМЕ. ВСЕ ДОЛЖНО РАБОТАТЬ ТАКЖЕ КАК И ДО ПЕРЕДЕЛКИ.
А ТЕПЕРЬ ВЫКЛЮЧИТЕ ПИТАНИЕ И СДЕЛАЙТЕ ПОСЛЕДНИЙ ШАГ:
- 2 -
12. ОТРЕЗАТЬ D18/15 И D18/16 ОТ ПЕЧАТНЫХ ПРОВОДНИКОВ И ЭТИ ПЕЧАТНЫЕ
ПРОВОДНИКИ СОЕДИНИТЬ С D19/23 И D19/21 СООТВЕТСТВЕННО (A16 И A17). САМИ
ЖЕ ВЫВОДЫ D18/15 И D18/16 СОЕДИНИТЬ С D19/24 И D19/22 СООТВЕТСТВЕННО
13. ОТРЕЗАТЬ У ПЗУ D22 20 КОНТАКТ ОТ ПЕЧАТНОГО ПРОВОДНИКА И СОЕДИНИТЬ С D19/11
(ROM1). ЕСЛИ У ВАС УЖЕ ЕСТЬ НАША ВЕРСИЯ РАСШИРЕННОГО BIOS, ТО НА ПЗУ С МАР-
КИРОВКОЙ 0, НАПАЯЙТЕ ПЗУ С МАРКИРОВКОЙ 1. ВСЕ КОНТАКТЫ КРОМЕ 20 В "ПАРАЛ-
ЛЕЛЬ". УСТАНОВИТЕ ЭТО "УДВОЕННОЕ ПЗУ" В ПАНЕЛЬ И СОЕДИНИТЕ D19/8 (ROM2) С
ОТОГНУТОЙ 20 НОГОЙ ВЕРХНЕГО ПЗУ. ЕСЛИ У ВАС ЕЩЕ НЕТ НАШЕЙ ВЕРСИИ BIOS,
ОПЯТЬ ПОСТАВЬТЕ СВОЙ "СТАРЫЙ" МОНИТОР (2 ИЛИ 3) И ВКЛЮЧАЙТЕ ПИТАНИЕ.
ДОБЕЙТЕСЬ ПОЛНОЙ РАБОТЫ КОМПЬЮТЕРА, ПРОВЕРЬТЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫВОДА ЗВУКА, КОММУ-
ТАЦИИ БАНОК ОЗУ КАК В РЕЖИМЕ "128" (СИГНАЛ MZ=1), ТАК И В РЕЖИМЕ "Z" (MZ=0).
УЧТИТЕ, ЧТО СИГНАЛ MZ (ЭТО D2/15) ПО СБРОСУ РАВЕН 0, Т.Е ПО СБРОСУ КОМПЬЮТЕР
НАХОДИТСЯ В РЕЖИМЕ "Z". ДЛЯ РАБОТЫ СО ВСЕМИ СТАРЫМИ ПРОГРАММАМИ НЕОБХОДИМО
ЗАПИСАТЬ В ПОРТ FB (ДЛЯ НАСТРОЙКИ МОЖЕТЕ ЭТО СДЕЛАТЬ АППАРАТНО) В РАЗРЯДЕ D7 -
ЕДИНИЦУ (ДОРАБОТАННЫЙ МОНИТОР ЭТО ДЕЛАЕТ ПРИ ИНИЦИАЛИЗАЦИИ). ПОСЛЕ ТОГО, КАК
УБЕДИТЕСЬ В ПОЛНОЙ ИСПРАВНОСТИ ПЕРЕХОДИТЕ К ПУНКТУ 14.
14. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАБОТАЛИ НЕКОТОРЫЕ "СТАРЫЕ" ИГРЫ, ПЕРЕКЛЮЧАЮЩИЕ РЕГИСТРЫ
F8, F9, FA КОМАНДОЙ "STA", МОЖЕТЕ УСТАНОВИТЬ ВМЕСТО 155ЛА7 - ИМС 155ЛИ1
(СМ.СХЕМУ). ЭТА МИКРОСХЕМА ОБЕСПЕЧИТ "ПОПАДАНИЕ" В СИСТЕМНЫЕ РЕГИСТРЫ,
КОМАНДАМИ STA (F8/F9/FA), И ТЕМ САМЫМ РАБОТУ ВСЕХ "КОРРЕКТНЫХ" ПРОГРАММ.
ТАК КАК ПРОГРАММ С "НЕПРИЛИЧНЫМИ" КОМАНДАМИ ТИПА (OUT F4, OUT F2) ВСЕГО
ДВЕ: "MOON-FOX" И "SILENT-SERVICE" (АВТОРСКИЙ БЭЙСИК ДЕЛАЕТ OUT 0F), ТО
ДЕЛАТЬ ДОПOЛНИТЕЛЬНЫЕ АППАРАТНЫЕ ЗАТРАТЫ ТОЛЬКО РАДИ НИХ БЕЗСМЫСЛЕННО.
15. ПОДКЛЮЧИТЕ КОНТРОЛЛЕР НГМД И ПРОВЕРЬТЕ ЕГО РАБОТУ. НАДЕЖНОСТЬ РАБОТЫ ДОЛЖ-
НА ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОВЫСИТЬСЯ. ЕСЛИ ВСЕ В ПОРЯДКЕ ВЫКЛЮЧИТЕ ПИТАНИЕ И ПЕРЕХО-
ДИТЕ К САМОМУ ВАЖНОМУ ПУНКТУ 16.
16. ИДИТЕ НА ПОЧТУ И ОТПРАВЬТЕ МНЕ (В КОНВЕРТЕ) ВАШУ "БЛАГОДАРНОСТЬ" (В РАЗ-
МЕРЕ 50 РУБ). В ОТВЕТ ВЫ ПОЛУЧИТЕ КАТАЛОГ ПРОГРАММ АДАПТИРОВАННЫХ
ДЛЯ "ОРИОН-128" ОТ "СИНКЛЕРА".
PS: НА ДОРАБОТАННОМ ТАКИМ ОБРАЗОМ "ОРИОНЕ" БУДЕТ ПРЕКРАСНО РАБОТАТЬ CP/M-80
ИСПОЛЬЗУЮЩАЯ BIOS ВЕРСИИ SP-COMPUTER CLUB-а (1990). ДАННАЯ CP/M В ОТЛИЧИЕ ОТ
Т.НАЗЫВАЕМОГО "АВТОРСКОГО" ВАРИАНТА CP/M РАБОТАЕТ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СТРАНИЦЕ
ОЗУ, ТАМ ЖЕ ГДЕ РАСПОЛОЖЕН "ЭКРАН АТРИБУТОВ ЦВЕТА" (ЭТО ЦЕЛЕСООБРАЗНО, Т.К
ПРИ ЭТОМ ДЛЯ CP/M ИСПОЛЬЗУЕТСЯ 60К, ПРИ ЭТОМ РАБОТАЮТ ВСЕ ПРОГРАММЫ; ТРАНСЛЯ-
ТОРАМ С ЯЗЫКОВ ВЫСОКОГО УРОВНЯ МАЛО 48К). ОДНАКО ПРИ ЭТОМ В CP/M НЕЛЬЗЯ ИСПО-
ЛЬЗОВАТЬ ЦВЕТ (ЭТО КОНЕЧНО НЕ СТРАШНО, Т.К CP/M НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ НИ ГРАФИКУ НИ
ЦВЕТ И В CP/M НЕТ ЦВЕТНЫХ ПРОГРАММ). ДОРАБОТАННЫЙ ТАКИМ ОБРАЗОМ "ОРИОН" ЛЕГКО
ПОЗВОЛЯЕТ УСТРАНИТЬ ЭТОТ НЕДОСТАТОК Т.Е МОЖНО "ОТДАТЬ" ДЛЯ CP/M 60К ОЗУ И В ТО
ЖЕ ВРЕМЯ ИМЕТЬ ЦВЕТ. ДЛЯ ЭТОГО ДОСТАТОЧНО НЕМНОГО ИЗМЕНИТЬ ДИСКОВЫЙ ЗАГРУЗЧИК
И ПОДПРОГРАММУ F300 (ИСПОЛЬЗУЕМУЮ CP/M ДЛЯ ВЫЗОВА П/П-М ИЗ ПЗУ F800). ДИСКОВЫЙ
ЗАГРУЗЧИК ДОЛЖЕН ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ ВКЛЮЧИТЬ ЭКРАН N4 (0-2FFF), ВКЛЮЧИТЬ РЕ-
ЖИМ "Z" И ПО АДРЕСАМ 0-7FFF СКОММУТИРОВАТЬ СТАРШУЮ СТРАНИЦУ (32К) ИЗ ОСНОВНОЙ
БАНКИ. ТАКИМ ОБРАЗОМ МЫ СОЗДАЕМ ДЛЯ CP/M НЕПРЕРЫВНОЕ ОЗУ 60К И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ
ВОЗМОЖЕН ЦВЕТ (ГРАФИКА ЭКРАНА 0-2FFF - ОСНОВНАЯ БАНКА ОЗУ, ЦВЕТ ТАМ ЖЕ НО В ДО-
ПОЛНИТЕЛЬНАЙ БАНКЕ). СЛЕДУЕТ СРАЗУ ЖЕ ЗАМЕТИТЬ, ЧТО ВВОДИТЬ ЦВЕТ И ГРАФИКУ В
ПРОГРАММЫ НАПИСАННЫЕ ДЛЯ CP/M МОЖНО ТОЛЬКО КОРРЕКТНО Т.Е РАСШИРЯЯ УПРАВЛЯЮЩИЕ
КОДЫ ДИСПЛЕЯ ("ИСКЕЙП"-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ), А НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ТАК КАК ЭТО
ДЕЛАЮТ АВТОРЫ "ОРИОНА" В СВОИХ ПРОГРАММАХ (ОНИ НЕПОСРЕДСТВЕННО "ЛЕЗУТ" В ЭКРАН
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАРИСОВАТЬ ПРОСТЕЙШИЕ РАМКИ, ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
"ПСЕВДОГРАФИКУ", КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ ВСЕГДА). ПРИ ЭТОМ ПРИ ЗАПУСКЕ ПРОГРАММЫ
ПОДГРУЖАЕТСЯ РАСШИРЕНИЕ BIOS (П/П-МЫ ВЫВОДА НА КОНСОЛЬ - В ПЗУ ЭТО F809H), КО-
ТОРОЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОБРАБОТКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УПР.КОДОВ (УПРАВЛЕНИЕ ЦВЕТОВЫМИ
РЕЖИМАМИ, ЦВЕТОМ СИМВОЛОВ И ФОНА, ЗАГРУЗКОЙ ЗНАКОГЕНЕРАТОРОВ/ФОНТОВ; МОЖНО
ПОСМОТРЕТЬ КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В ДРАЙВЕРЕ ВЫВОДА "ИРИШИ"). НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЭТИХ ФУНК-
ЦИЙ ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАСШИРЕННЫЙ BIOS (2 ПЗУ F800) ДЛЯ ОПИСАННОГО ВАРИАНТА ДОРАБОТ-
КИ "ОРИОНА-128". ПОЛУЧЕНИЕ ЦВЕТА И CP/M НА 60К НА НЕДОРАБОТАННОМ "ОРИОНЕ" ВОЗ-
МОЖНО ТОЛЬКО ПОСЛЕ УСТАНОВКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ 3-ЕЙ БАНКИ ОЗУ (2 ИМС ДИСПЕТЧЕРА
ОЗУ ЯВНО ДЕШЕВЛЕ ЧЕМ 8 ШТ. 565РУ5). ТАКИМ ОБРАЗОМ КАК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИГР, ТАК
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ "ОРИОНА" ДЛЯ ДЕЛОВЫХ ПРИМЕНЕНИЙ УКАЗАННАЯ ДОРАБОТКА ЯВЛЯЕТСЯ
АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМОЙ И ВОПРОС ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ В ТОМ, СТОИТ ЛИ ДОРАБАТЫВАТЬ
"ОРИОН" ПО ДАННОЙ ИНСТРУКЦИИ, А В ТОМ КАК ЭТО СДЕЛАТЬ СКОРЕЕ. ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ
ДОРАБОТАННОЙ ВЕРСИИ BIOS CP/M И ДОКУМЕНТАЦИИ О ДРУГИХ АПП.ДОРАБОТКАХ ЗВОНИТЕ:
ТЕЛ:(812)-106-35-24 (17.00-23.00) ИЛИ ПИШИТЕ: 192238 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ А/Я 175.
ЧИСТЯКОВ ВЛАДИМИР, ЯНВАРЬ 1992