SwinSID

8-битные микроконтроллеры AVR (AT90, ATtiny, ATmega) от Atmel (в настоящий момент принадлежит Microchip)

Moderator: Shaos

Shiru Otaku
Retired
Posts: 490
Joined: 16 Mar 2002 17:00

SwinSID

Post by Shiru Otaku »

Пока мы тут периодически рассуждали о возможности эмуляции AY на МК, наши зарубежные товарищи не сидели сложа руки. И реализовали куда более сложный проект - эмулятор SID'а на одном ATMega8515 @24Mhz. Причём его можно втыкать вместо оригинальной микросхемы; а из обвязки там только DAC TDA1543 и мелочёвка - кварц, 7 конденсаторов, 5 резисторов, пара светодиодов.

Сайт проекта: http://www.swinkels.tvtom.pl/swinsid/

Схема есть, прошивка есть, исходников нет.

Я не большой специалист по звучанию SID'а - с реальным C64 не сталкивался, и всю музыку с него слушал в эмуляторе. Но, имхо, насколько можно судить по записям в ogg с низким битрейтом, звучит очень даже. Внушает, так сказать.
Romanich
Banned
Posts: 608
Joined: 12 Oct 2006 16:44

Post by Romanich »

Когда я не был знаком с CHRV, тоже мечтал сделать звуковую систему на AT90S2313 :wink: Хотел сделать что-то наподобие 2A03(Dendy Sound Chip). Даже все "виртуальные регистры" расписал... А звуки подбирал GoldWav'ом :)
Shiru Otaku
Retired
Posts: 490
Joined: 16 Mar 2002 17:00

Post by Shiru Otaku »

Romanich wrote:Хотел сделать что-то наподобие 2A03(Dendy Sound Chip).
Давай будем профессионалами, и будет свято блюсти терминологию:) Нет приставки Dendy, есть приставка NES. И нет звукового чипа 2A03, есть просто чип 2A03, совмещающий на одном кристалле процессор (чуть урезанный 6502) и генератор звука, который ты имел в виду.

Да, это вполне реально (AY по моим прикидкам получался вполне прилично, я набросал часть кода его эмуляции, и как-то забросил эту тему за ненадобностью). В описываемой мной конструкции в теме про видеотерминал я как раз предполагал на одном из МК реализовать некий свой звуковой генератор, имеющий те возможности от 2A03, AY, того-же SID, и звуковой системы TG16/PCE, которые мне в них нравятся.
Romanich
Banned
Posts: 608
Joined: 12 Oct 2006 16:44

Post by Romanich »

Shiru Otaku wrote: есть просто чип 2A03, совмещающий на одном кристалле процессор (чуть урезанный 6502) и генератор звука, который ты имел в виду.
и по-моему ещё порты для джойстиков :wink:

Посмотрел линк про SID. Единственно, в чём усомнился, так это в тактовой частоте (24МГц). У меня мега8535 гналась до 22МГц. На 24МГц ничего не работало и что самое интересное - все порты, настроенные на вывод, были установлены в "1"
Romanich
Banned
Posts: 608
Joined: 12 Oct 2006 16:44

Post by Romanich »

Интересно узнать, существуют ли звуковые чипы, у которых есть треугольная волна как в NES?
Shiru Otaku
Retired
Posts: 490
Joined: 16 Mar 2002 17:00

Post by Shiru Otaku »

Romanich wrote:и по-моему ещё порты для джойстиков :wink:
Да, там есть регистры портов джойстика, и ещё простенький DMA. Но это уже мелочи:)
Romanich wrote:Посмотрел линк про SID. Единственно, в чём усомнился, так это в тактовой частоте (24МГц).
Я тоже несколько удивился, так как ранее слышал только о разгоне до 20мгц. Однако, автор на сайте пишет:
The heart of SwinSID is Atmel AVR microcontroller with RISC core running at 24MHz and it runs overclocked (default speed is 16MHz ), but works fine without any crashes.
М.б. ему просто везло с экземплярами МК..
Shiru Otaku
Retired
Posts: 490
Joined: 16 Mar 2002 17:00

Post by Shiru Otaku »

Romanich wrote:Интересно узнать, существуют ли звуковые чипы, у которых есть треугольная волна как в NES?
Она есть во многих чипах. В SID есть - там square (с регулируемой скважностью), пила, треугольник, шум. В AY есть - огибающие типа A и E. Насчёт других чипов не помню, точно знаю, что её нет в SN76489 (PSG в Sega), и вроде нет у Atari POKEY.

Вообще, пожалуй, SID будет технически покруче, чем 2A03 - у него есть фильтр, кольцевая модуляция, сложение форм сигнала. Но мне всё-таки больше нравится звук 2A03. У SID'а он какой-то не такой, резкий что-ли, грязный.. Незнаю:)
Romanich
Banned
Posts: 608
Joined: 12 Oct 2006 16:44

Post by Romanich »

Shiru Otaku wrote: Но мне всё-таки больше нравится звук 2A03.
Мне тоже он нравица :)

ИМХО оригинальность 2A03 заключается в наличии:
1) Треугольной волны
2) 4-битного DAC'а (PCM)
3) Ностальгией к приставочным играм NES

На мой взляд 2A03 по звучанию интереснее, чем YM2149
Shiru Otaku
Retired
Posts: 490
Joined: 16 Mar 2002 17:00

Post by Shiru Otaku »

Romanich wrote:Мне тоже он нравица :)

ИМХО оригинальность 2A03 заключается в наличии:
1) Треугольной волны
2) 4-битного DAC'а (PCM)
3) Ностальгией к приставочным играм NES
Ну, треугольная волна, как я указал выше, не оригинальное решение. И, к сожалению, у неё нет громкости (на AY тоже).

4-битного DAC'а (PCM) у 2A03 нет. У него есть 1-битный DAC (DPCM), т.е. ШИМ. Им, если постараться, можно воспроизводить аж 7-битные оцифровки.

О третьем пункте спорить глупо:)

А моё имхо по тому-же вопросу таково:

1) Наличие 5 различных каналов (4 разного типа) - два квадратных, треугольник, занятный генератор шума (звучит не так, как у других чипов), и DPCM.
2) Наличие регулируемой скважности у квадратных каналов. Вместе с первым пунктом это даёт 4 различных тональных тембра.
3) Наличие DMA с регулируемой скоростью и того самого DPCM, что позволяет играть оцифровки с разной скоростью (т.е. менять высоту) без лишней нагрузки на проц. Этим хорошо пользовалась контора Sunsoft (у неё в ряде игр на DPCM-канале игрался бас, а треугольный использовался в мелодии).
4) Отличные японские композиторы - явно не любители, а профессионалы своего дела. Никаких тупых квадратов и вездесущего арпеджио - всюду гармонические созвучия, сложные аранжировки, и т.п.

Есть и минусы - использование DPCM влияет на громкость шумового и треугольного каналов. Зато эта особенность позволяет чуть-чуть управлять громкостью треугольного канала (а на AY тоже самое достигается модуляцией E-огибающей ультразвуковыми частотами).
Romanich wrote:На мой взляд 2A03 по звучанию интереснее, чем YM2149
Не могу не согласиться, причём как музыкант, писавший и на то, и на другое:) У AY/YM с тембрами бедновато. Хотя и там встречались мастера своего дела, выжимали довольно нетипичный звук.
lvd
Maniac
Posts: 230
Joined: 01 Mar 2005 21:42

Re: SwinSID

Post by lvd »

Shiru Otaku wrote:Пока мы тут периодически рассуждали о возможности эмуляции AY на МК, наши зарубежные товарищи не сидели сложа руки. И реализовали куда более сложный проект - эмулятор SID'а на одном ATMega8515 @24Mhz. Причём его можно втыкать вместо оригинальной микросхемы; а из обвязки там только DAC TDA1543 и мелочёвка - кварц, 7 конденсаторов, 5 резисторов, пара светодиодов.
Чо-то уж больно атмега заоверклочена. Нет, ну я бы понял ещё 20мгц, но 24...
Я не большой специалист по звучанию SID'а - с реальным C64 не сталкивался, и всю музыку с него слушал в эмуляторе. Но, имхо, насколько можно судить по записям в ogg с низким битрейтом, звучит очень даже. Внушает, так сказать.
Со звучанием плеера из HVSC (high voltage SID collection) не сравнивал?
lvd
Maniac
Posts: 230
Joined: 01 Mar 2005 21:42

Post by lvd »

Romanich wrote:Когда я не был знаком с CHRV, тоже мечтал сделать звуковую систему на AT90S2313 :wink: Хотел сделать что-то наподобие 2A03(Dendy Sound Chip). Даже все "виртуальные регистры" расписал... А звуки подбирал GoldWav'ом :)
Я думал в сторону АУка на 2х attiny2313 на 18 c чем то МГц (кратно клоку АУка).
Первая тиня сидит на шине и ловит все записи в АУк, и пересылает 2ой, 2ая эмулит АУк, выдавая звук на своих ШИМах (3 штуках).
По прикидкам, на каждый 'шаг' АУка приходится 80 тактов тини. До кода дело не доходило.
Shiru Otaku
Retired
Posts: 490
Joined: 16 Mar 2002 17:00

Re: SwinSID

Post by Shiru Otaku »

lvd wrote:Со звучанием плеера из HVSC (high voltage SID collection) не сравнивал?
Так, чтобы запустить сначала запись, потом плеер - не сравнивал, а на память - вполне похоже. Но, как написано на сайте, в SwinSID есть отличия в звучании, т.е. оно не стремится к полной достоверности. На мой неискушённый SID'ом слух - сходство достаточное, а ценители наверняка найдут разницу (как находят разницу между реальным AY и AYEmulator).
lvd
Maniac
Posts: 230
Joined: 01 Mar 2005 21:42

Re: SwinSID

Post by lvd »

Shiru Otaku wrote:Но, как написано на сайте, в SwinSID есть отличия в звучании, т.е. оно не стремится к полной достоверности. На мой неискушённый SID'ом слух - сходство достаточное, а ценители наверняка найдут разницу (как находят разницу между реальным AY и AYEmulator).
Ну оно и не удивительно - у них там одна бедная заоверклоченная по самые-самые мега 'и швец и жнец и на дуде игрец' - и на шине висит, и СИД эмулит и на тда1543 выдаёт данные.
Romanich
Banned
Posts: 608
Joined: 12 Oct 2006 16:44

Post by Romanich »

В общем послушал вчера этот SID... ИМХО фиговее, чем YM/AY
Лучше, чем FM (OPL/OPN) синтеза и GMIDI ничего нет!
Я не рассматриваю такие "нагромождения" как MP3-декодеры :D

Проект интересен, но относится к разряду "софтварных резинок" :wink:
Shiru Otaku
Retired
Posts: 490
Joined: 16 Mar 2002 17:00

Post by Shiru Otaku »

Romanich wrote:В общем послушал вчера этот SID... ИМХО фиговее, чем YM/AY
Ничего себе - фиговее. Он даже имеет частичные возможности FM-синтеза, не говоря уже о количестве возможных тембров... Послушай музыку из HVSC, или примеры модулей в goattracker (кросс-трекер под Win). Т.е. технически он точно не фиговее. Другое дело, что звук своеобразный, между FM и PSG.
Romanich wrote:Лучше, чем FM (OPL/OPN) синтеза и GMIDI ничего нет!
А мне FM не особо нравится (но нравится). Всё-таки, несмотря на кучу возможных тембров, получаются очень типичные звуки, что-то такое общее в них есть, пластмассовое..