Все звуки музыки

Советский компьютер Радио-86РК (1986) и его клоны

Moderator: Shaos

User avatar
Shaos
Admin
Posts: 23989
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Все звуки музыки

Post by Shaos »

Тема про все варианты подключения звука в РК-совместмых компах - начнём с классики (стандартный Радио-86РК):
RK-sound.jpg
Звук тут выводится через вывод процессора INTE, который управляется командами разрешения и запрещения прерываний EI/DI, а вот в компьютере Апогей решили использовать INTE для переключения шрифтов, а для звука появился 3-канальный таймер ВИ53 (причём встроенный динамик подключен напрямую к каналу 0):
Screenshot from 2024-04-26 22-26-55.png
В тоже время и у РК, и у Апогея есть магнитофонный выход, подключаемый единообразно через младший бит порта C клавиатурной ВВ55 (правда номиналы RC-цепочек у этих компов разные):
RK-tapeout.jpg
Screenshot from 2024-04-26 22-29-24.png
Компьютер Микроша имеет аналогичую RC-цепочку, но опять же с другим набором номиналов.

Наряду с апогеевским существует ещё несколько вариантов подключения ВИ53 - журнальный (появился только на следующий год после публикации схемы самого РК), микрошевский и "киселёвский" (когда один из каналов таймера управляет контроллером последовательного порта ВВ51).

ВИ53 по журналу Радио (один из каналов таймера выдаёт тактовую частоту для другого канала):
Screenshot from 2024-04-26 22-44-45.png
ВИ53 в компьютере Микроша (собственно для вывода звука используется только последний канал, который гейтуется выходом PC2 клавиатурной ВВ55, а выход PC1 включает/выключает вывод звука в целом - на схеме внизу это цепь 92):
Screenshot from 2024-04-26 22-53-51.png
Screenshot from 2024-04-26 23-45-40.png
ВИ53 в варианте РК от Сергея Киселёва похоже в плане звука повторяет микрошевский вариант (однако PC1 включает/выключает только звук от ВИ53, не трогая цепочку INTE):

Image

Image

Hammer в своих играх поддерживает в том числе и такой вариант генерации звука через ВИ53.

Однако вот тут товарищ Hammer объясняет, почему он считает журнальный вариант подключения ВИ53 самым правильным...
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
Hammer
Fanat
Posts: 92
Joined: 10 Apr 2024 05:15

Re: РК-гибрид РК86/Микроша/Апогей

Post by Hammer »

vital72 wrote:товарищ Hammer может объяснять что угодно, пока это выглядит как бла-бла-бла. как звучит Апогей неплохо так продемонстрировал Морозов, некто SegaBoy также создал кучу музыкальных демонстрашек.
Товарищ Hammer имеет целый свой канал по звуку: https://www.youtube.com/@rhythmsofbuttocks9840

Звуковые схемы товарища Hammer повторяют в других странах: https://audiodiwhy.blogspot.com/2019/05 ... 069ub.html

На сайте https://electro-music.com/ можно найти пару-тройку синтезаторов разработанных с нуля товарищем Hammer, управляемые усилители от аналоговых до цифровых, и активные фильтры - это всё про музыку.

Товарищ Hammer очень уважает Морозова и SegaBoy, это очень мощные ребята, мне до них далеко, но они не пишут музыку сами. SegaBoy пробовал сделать затухание амплитуды, но получилось не очень. А вот Хаммер уже опробовал аналоговое затухание, линейное, теперь надо добиться логарифмического)

Камрад Hammer говорит, что трёхканальный меандр - кал!
User avatar
vital72
Senior
Posts: 181
Joined: 17 Jun 2014 04:29
Location: 93.80.157.217

Re: РК-гибрид РК86/Микроша/Апогей

Post by vital72 »

Hammer wrote:
Товарищ Hammer имеет целый свой канал по звуку: https://www.youtube.com/@rhythmsofbuttocks9840

Звуковые схемы товарища Hammer повторяют в других странах: https://audiodiwhy.blogspot.com/2019/05 ... 069ub.html

На сайте https://electro-music.com/ можно найти пару-тройку синтезаторов разработанных с нуля товарищем Hammer, управляемые усилители от аналоговых до цифровых, и активные фильтры - это всё про музыку.
это сейчас точно было про ВИ53?
https://radio-86rk.ru
кто я такой, чтобы спорить с самим собой
Hammer
Fanat
Posts: 92
Joined: 10 Apr 2024 05:15

Re: РК-гибрид РК86/Микроша/Апогей

Post by Hammer »

vital72 wrote:это сейчас точно было про ВИ53?
А меандр ВИ53 чем-то отличается от остальных генераторов прямоугольных импульсов?

Вот это точно было про ВИ53:
Hammer wrote:А вот Хаммер уже опробовал аналоговое затухание, линейное, теперь надо добиться логарифмического)
Шарящий первым делом поинтересуется, каким способом предполагается синтезировать звук? Аддитивным? Частотной модуляцией? Нет, мы будем пердеть в канал.

А вот в журнальном варианте оказывается можно использовать ЧМ-синтез! И сразу становится понятно, какую музыку писать, и как она будет звучать, и что для этого нужно делать.
User avatar
vital72
Senior
Posts: 181
Joined: 17 Jun 2014 04:29
Location: 93.80.157.217

Re: РК-гибрид РК86/Микроша/Апогей

Post by vital72 »

Hammer wrote:
А вот в журнальном варианте оказывается можно использовать ЧМ-синтез! И сразу становится понятно, какую музыку писать, и как она будет звучать, и что для этого нужно делать.
ключевое слово "будет"
т.е. по факту ничего нет
https://radio-86rk.ru
кто я такой, чтобы спорить с самим собой
Hammer
Fanat
Posts: 92
Joined: 10 Apr 2024 05:15

Re: РК-гибрид РК86/Микроша/Апогей

Post by Hammer »

Да, с этим фактом спорить невозможно :wink:
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 23989
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Re: РК-гибрид РК86/Микроша/Апогей

Post by Shaos »

А что если сделать супер-пупер универсальную схему с двумя ВИ53? :o
Чтобы была возможность подключать три канала 1-го таймера на гейтование/тактирование трёх каналов 2-го таймера?
Ну и аналоговыми ключами щёлкать разные варианты подключения, повторяющие все существующие подходы.
Может быть даже замешать туда шум для имитации ударных и огибающую...
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
Hammer
Fanat
Posts: 92
Joined: 10 Apr 2024 05:15

Re: Все звуки музыки

Post by Hammer »

Сначала надо изучить, как писали музыку для старых компьютеров. Есть приёмы, которые уже давно нащупали до нас:

1. Изменение скважности, даёт некий "фьюжн" эффект
2. Модуляция, даёт глубокий насыщенный бас
3. Вибрато, отделяет один инструмент от остальных
4. Форма сигнала: пила - поп, синус и треугольный - флейты и колокольчики, белый шум тарелки
5. Тремоло - частично восполняет недостаток каналов, см. мою "предсказательницу" там один канал с тремоло
6. Фильтр низких частот, превращает любой сигнал в синус и уводит амплитуду в ноль

Почти всё это есть на осциллограммах:

https://www.youtube.com/watch?v=G2uV440Jc8A

Отсеиваем то, что жрёт ресурсы. Оставляем то, что удобно для программирования.

Если уж хотите три канала, сделайте им разную форму сигнала.
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 23989
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Re: Все звуки музыки

Post by Shaos »

В соседней теме я выложил как в виде осциллограмм выглядит выхлоп AY, если его просто тупо пожать 3 бита на отсчёт:


https://www.youtube.com/watch?v=h616rAIS0nw
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 23989
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Re: Все звуки музыки

Post by Shaos »

Разместил в первом сообщении топика все известные схемы подключения звука в РК-совместимых компах - если что забыл или наврал - добавляйте/поправляйте...
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
Hammer
Fanat
Posts: 92
Joined: 10 Apr 2024 05:15

Re: Все звуки музыки

Post by Hammer »

Shaos wrote:В соседней теме я выложил как в виде осциллограмм выглядит выхлоп AY, если его просто тупо пожать 3 бита на отсчёт
Это снова непонятные телодвижения.

Если использовать ВИ53 в схеме с тремя каналами, то у неё получается можно делать трёхбитный звук т.к. на выходе ВИ53 фактически стоит ковокс. Ставим минимальную частоту на всех каналах, и просто включаем/выключаем нужные каналы. Был такой сэмпловый трекер для AY на Спектруме, т.е. это уже проверено и работает.

Если использовать ВВ55, то кроме двух магнитофонных линий можно использовать и РУС/ЛАТ = трёхбитный ковокс.

Если использовать только INTE, то делается простейший ЦАП, через резистор заряжаем конденсатор. В этом случае меняя скважность можно управлять зарядом конденсатора. По этой схеме собрана уже куча синтезаторов на разных процессорах. На РК дискретность генерируемых сигналов может быть мизерной, надо проверять.
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 23989
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Re: Все звуки музыки

Post by Shaos »

Нету в ВИ53 по схеме с тремя каналами никакого ковокса - там 3 однобитных канала, которые смешиваются аналоговым образом

По ВВ55 я планировал бит 0 (магнитофонный выход) вместе с двумя следом идущими битами использовать как 3-битный ковокс (подключая через резисторы с разными номиналами), причём не трогая РУС/ЛАТ (PC3)!

P.S. Хотя по сути ничего не мешает задействовать и PC3, что даст нам 4-битный ковокс, который уже будет звучать вполне прилично! С другой стороны, переключение РУС/ЛАТ через монитор в этом случае будет приводить к громким щелчкам...
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
Hammer
Fanat
Posts: 92
Joined: 10 Apr 2024 05:15

Re: Все звуки музыки

Post by Hammer »

Shaos wrote:Нету там ковокса - там 3 однобитных канала, которые смешиваются аналоговым образом
Ковокс - упрощенно, это делитель напряжения, вот такой делитель напряжения мы и имеем на выходе ВИ53 в случае с тремя каналами.

Есть еще один вариант генерации звука, сигнал INTE можно подавать на десятичный счётчик / регистр сдвига, который тоже может выступать в роли делителя напряжения, задавая необходимую амплитуду. Это уже получается очень быстрый способ вывода звука. Обнулять регистр можно еще каким-нибудь сигналом.

Вобщем доступных и очень простых в управлении схем генерации звука можно придумать достаточно много.
Last edited by Hammer on 26 Apr 2024 23:36, edited 1 time in total.
User avatar
Shaos
Admin
Posts: 23989
Joined: 08 Jan 2003 23:22
Location: Silicon Valley

Re: Все звуки музыки

Post by Shaos »

Ковокс это когда биты подмешиваются с разными весами, которые при этом являются степенями двойки - если же подмешивается всё через резисторы одного номинала, то все каналы равносильны - ковокса (по сути ЦАП-а) нет...
Я тут за главного - если что шлите мыло на me собака shaos точка net
Hammer
Fanat
Posts: 92
Joined: 10 Apr 2024 05:15

Re: Все звуки музыки

Post by Hammer »

Shaos wrote:Ковокс это когда биты подмешиваются с разными весами, которые при этом являются степенями двойки - если же подмешивается всё через резисторы одного номинала, то все каналы равносильны - ковокса (по сути ЦАП-а) нет...
Вот три канала с резисторами сходятся в кучу. Когда на всех трех ноль, мы на выходе имеем ноль. Когда на всех трех единица, то на выходе имеем максимальную амплитуду. Когда два канала равны 1, а третий 0, то на выходе 0.67 максимальной амплитуды. Ну и в оставшемся варианте имеем 0.33 максимальной амплитуды.

4 значения амплитуды это уже хорошо. Это уже ЦАП.