Некоторые темы, которые мы поднимаем в рамках форума, порой наталкивают на различные воспоминания и размышления. И вот таким воспоминанием-размышлением я сейчас со всеми поделюсь, тем более, что и посмотреть будет на что…
Первая моя встреча с ЭВМ состоялась в старших классах школы. В рамках математики нас водили на экскурсию в вычислительный центр, где показывали громадные шкафы, гигантские "магнитофоны", перфораторы и прочие прибамбасы (полагаю, что это была ЭВМ Единой Серии, но точнее сказать не смогу). Нам рассказали про алгоритмы, помогли составить программу решения квадратного уравнения, дали отдельным личностям с помощью персонала составить программу, пробили её на перфокарты, сделали прогон и вручили на память полотнища распечаток.
Гигантского впечатления это не произвело, и я был склонен считать, что ЭВМ - она нужна… для космоса, промышленности и оборонки.
На первых курсах ВУЗа нам начали посерьёзу ЕС ЭВМ втюхивать теоретически, что вызывало некоторый отврат, и скажу я, что посчитать на ЕС мне толком не случилось. И, вероятно, я никогда бы не пересёкся с компьютерами, если бы они вовремя не подсуетились стать персональными…
И первым таким примером, хотя ещё и весьма далёким от полной персональности, была машина, стоявшая в лаборатории практикума по общей физике. В курсе механики мы обсчитывали на ней такие лабораторки, как "трифилярный подвес" и "математический маятник".
Машиной этой была "Промiнь".
http://uic.bashedu.ru/konkurs/tarhov/ru ... omin_2.htm

Забегая вперёд, скажу, что старушке недолго оставалось жить, и парой лет позже мне уже довелось её разбирать. Но, несмотря на древность, за "Промiнь" можно было индивидуально присесть (вот как её конструктор на фото).

(кстати говоря, уехал он-таки в Израиль как СССР рухнул:
http://berkovich-zametki.com/Nomer45/Kireev1.htm)

И самостоятельно получить результаты, пусть даже под присмотром инженера (вот как на фото - её конструктор рядом с генеральным конструктором).


Программа набиралась специальными штырьками в наборном поле, как видно на фото выше. Либо стандартные программы вводились в щели этого поля с помощью здоровенных перфокарт с круглыми дырками.


В описании машины на сайте украинского Компьютерного музея
http://www.icfcst.kiev.ua/MUSEUM/Gl_Hal ... myn_r.html
сказано:"Набор вычислительного алгоритма осуществлялся штеккерами или фольгированными перфокартами на бесконтактном магнитном коммутаторе объемом в 100 одноадресных команд. Каждая команда набиралась тремя штеккерами; на одной перфокарте размещается 10 команд."
Фольгированные перфокарты - это слабо сказано. Они были из неплохого листового алюминия (или дюраля - пружинили), в результате при демонтаже "Промiни" все их охотно разобрали просто на листовой материал.
В "Промiни" я впервые увидел блок ферритовой памяти. Тот блок памяти я нечаянно продавил гораздо позже при хранении - так что фото не оригинал, а активно нагуглено… Он был примерно вот такой.

Сверху и снизу он был закрыт металлическими пластинами через гетинаксовые прокладки, вероятно для механической прочности и защиты от пыли, повреждений и наводок. На верхней пластине было написано: (ладно - в другой раз расскажу…).

Удобство машины состояло, прежде всего, в том, что править что-то, отлаживать, получать результат и распечатать его можно было, так сказать, в режиме реального времени. Это конечно странно сейчас, но на ЕС ЭВМ приносили колоду картонных перфокарт и забирали распечатку результатов. Ни о чём ином речь практически не шла.
А у "Промiнь" был свой печатный агрегат - цифропечатающая машинка “ЭУМ-23”. Вот здесь на фото цифропечатающий агрегат обозревает незабвенный Леонид Ильич Брежнев (а может он просто пялится на симпатичную даму, говорят, генсек был этому не чюжд).


Но ему втирают баки, похоже, и подсунули, судя по виду, что-то более развитое. “ЭУМ-23” была сделана на основе механики от печатной машинки "Москва" - вот как здесь, но без клавиш, и цвет был гнусновато-зелёный.

Если я правильно помню, умела “ЭУМ-23” печатать только цифры и знаки, поэтому на неё, как на печатную машинку, никто не польстился. А вот на подставку, так сказать, на пьедестал “ЭУМ-23” я польстился. Стоило трудов допереть его до дома, но много лет он служит мне верстаком и тумбочкой для хранения слесарных и столярных инструментов. Габариты "пьедестала" таковы, что он, не мешая, разместился в узком коридоре. Нагруженный железяками, он довольно устойчив. А уж "Консул-260" сверху делает его неподвижным как скала…

Ну что еще вспомнить о "Промiнь"… что её электронику охлаждали вентиляторы. Вот такие:

Конечно, они не всегда так выглядели, и рабочее положение у них - лёжа…

Но тогда же, когда я им "приделал ноги", ноги я им тоже приспособил.

С тех пор они успешно "вентилят" у меня дома. Хотя один уже на ходу помер, да и вот этот - второй - на ладан дышит.
Время, знаете ли…